Особенность исследования Наталии Нарочницкой состоит именно в том, что в качестве основной позиции, с которой подвергается самой скрупулезной оценке обширный материал, выступает христианское, последовательно православное миропонимание.
После выхода в свет воспоминаний Мартти Ахтисаари и Строуба Тэлботта книга воспоминаний Виктора Черномырдина дает возможность объективной оценки агрессии НАТО в Югославии.
Кустурица в глубоком творческом кризисе. Дело даже не в том, что его последний фильм плохой, кино Кустурицы - как индийское кино, оно изначально за гранью плохого и хорошего
«Госпожа госсекретарь» – книга особенная. Представляет она из себя увесистый семисотстраничный том, выпущена солидным издательством, выглядит аристократично и благопристойно, - но только до тех пор, пока не начинаешь всматриваться в детали.
Россия, сформировавшаяся в гигантскую многонациональную державу, в которой мирно и конструктивно в историческом сравнении сосуществовали Азия и Европа через веротерпимое православное ядро, примирила противоборство между азиатским и европейским духом. Найденный баланс обрел мировое значение. "Россия дала обратное движение той верхне-азийской волне, которая чуть не поглотила ее наравне с культурной Азией", - подвел итог С.Н.Южаков, - "С Запада, наконец, явилась сила, которая взялась… устроить мир между культурной Азией и ее северными соседями… Но эта задача России, приведшая ее к границам Леванта, Персии, Китая и Средне-Азиатских ханств, быстро приблизила ее к Индии – тому Востоку, на который Англия смотрит с почти любовной ревностью как на свое достояние". Что касается России, то ее движение в Азию, продиктованное исторической необходимостью, в отличие от английского не принесло ей от того Востока, в который именно она проникала, "никакого богатства, только тяжести и жертвы без вознаграждения, если не считать вознаграждением безопасность границ от разбоев и набегов".
Гарвардский "русист" Р.Пайпс, награждает Московскую Русь уничижительными оценками, не приводя исторических фактов, которые говорили бы об особой отсталости или варварстве Руси, о ее особой жестокости по сравнению с Европой, где в эти века пылали костры инквизиции, по обвинению в колдовстве были сожжены и казнены десятки тысяч женщин и где в куртуазном XVII веке короли мылись два раза в жизни, как саркастически подметил И.Солоневич, - один раз по рождении, второй раз - при положении во гроб, что подтверждают мемуары графа Сен-Симона. Но иллюстрация фактами не входит в задачи Пайпса, который обличает само основание русской государственности, - принцип власти верховной, а не управительной, реализованный в православном самодержавии.
Те, кто приписывают русским царям "комплекс Филофея" как стремление к преемственной власти от Византии, должны были бы знать, что на самом деле - пророчество и слова Филофея были грозным эсхатологическим предупреждением против соблазна земной властью. Отчего же таким людям как Филофей понадобилось об этом предупреждать? Оттого, что именно Запад в лице папы и императора Священной Римской империи то и дело подсказывали идею преемственности от Византии. Их сношения с Москвой в XV-XVI веках представляют сплошную сеть искушений королевской, царской, даже императорской короной и упорных подстрекательств завладеть Константинополем и сесть на троне цезарей.
Среди идейных основ московского восхождения к империи и "империализму" наиболее часто называют "учение" Филофея: "Москва - III Рим." Этот штамп западной историографии в ХХ веке дополнен клише, что и большевизм - не западное учение, а на самом деле вытекает из природы и истории России. Истоки "революционного деспотизма" надо искать не в доведенном до "целесообразности" западном рационалистическом взгляде на историю, а в древней Руси - смеси монгольского варварства и византийской подлости, в любви к рабству и "комплексе Филофея", зовущего к мировому господству. Такой нюанс в историографии ХХ века появился с момента, когда воинствующе антирусский ранний большевизм, взращенный на трудах Энгельса, Маркса, британской и польской публицистике, был потеснен в СССР неким новым конгломератом идей - явление, которое еще требует исследования, свободного от эмоций и политических пристрастий.
Историки-евразийцы были не первыми, кто высказал мысль о предпочтительности владычества совершенно чуждых народов, чем подчинение западным христианам. Этот вывод подсказывают итоги продолжительных господств одних народов и цивилизаций над другими. Н.Я.Данилевский отметил "ту бессознательную услугу", которую магометанство "оказало православию и славянству, оградив первое от напора латинства, спасши второе от поглощения его романо-германством в то время, когда прямые и естественные защитники их лежали на одре дряхлости или в пеленках детства".
Христианская мировоззренческая рама сформировалась в русском сознании до того, как русские стали изучать латынь и греческий, и русское сознание в большей степени обрело универсализм в восприятии многообразного мира, чем более эрудированный Запад с наследием эллиннства. Не латынь и греческий, как это ни парадоксально, а уверенность в том, что Истина обращена ко всем, сделала русское сознание восприимчивым к миру, о чем вдохновенно говорил Достоевский в речи памяти А.С.Пушкина. А.Блок выразил это неповторимым образом: "Нам внятно все, и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений".
Политическая и историко-философская дискуссия о России как явлении мировой истории и культуры, о ее пути, разворачивающаяся на рубеже Третьего Тысячелетия, неразрывно связаны с интерпретацией ее исторического и духовного опыта. Поэтому рассмотрение ключевых стереотипов в оценке русской истории совершенно необходимо, как и уяснение тех философско-методологических основ, которые в равной мере питают отношение к отдаленному прошлому России и к ее сегодняшнему выбору.
Книга доктора исторических наук Наталии Алексеевны Нарочницкой "Россия и русские в мировой истории" принадлежит к немногочисленному классу книг-событий...
Задачи необходимой социальной и экономической модернизации России и полноценного, конструктивного участия в современном этапе мирового процесса встали в сложнейшем международном контексте после распада СССР.
О том, что все, предназначенное для просмотра, а не для пережевывания, у нас показывают ночью, говорилось уже не раз. Особенно парадоксальным эфирное распределение выглядит по отношению к актуальным дискуссиям. Вот и ток-шоу "Большие", которое я увидел совершенно случайно, выходит на "Культуре" в первом часу ночи. Программа, где совсем юные, одаренные и неглупые люди со всем пылом-жаром хотят высказать оценку свежеувиденной современности и предложить способы ее коррекции в лучшую сторону. Зато Билла Гейтса на экране было хоть отбавляй, в любое время и в любой аудитории.
В 2007 году "Роман-газете" исполняется 80 лет. Задуманный Горьким как "дешевая книга для народа", журнал на протяжении восьми десятилетий своим содержанием, оформлением, духом и стилем, как зеркало, отражал судьбу страны. Все исторические события навечно "впрессованы" в некачественную, пожелтевшую от времени бумагу довоенной "Роман-газеты".