Ереван: придется выбирать…
Армения между Таможенным союзом и ЕС
Церемония инаугурации переизбранного на второй срок президента Армении Сержа Саргсяна (на фото) состоится 9 апреля 2013 г. в спортивно-концертном комплексе имени Карена Демирчяна. В этот же день в Ереване пройдет международная конференция. На ней выступит вице-премьер и министр иностранных и европейских дел Республики Словакия Мирослав Лайчак, который будет находиться в Армении в рамках официального визита. Конференцию организуют ереванский Аналитический центр по глобализации и региональному сотрудничеству совместно с посольством Словацкой Республики в Республике Армения.
Мирослав Лайчак выступит перед представителями ведущих НПО, в том числе общественных организаций армянской Платформы Гражданского Форума программы ЕС «Восточное Партнерство», аналитических центров, молодежных организаций, учеными, журналистами, а также дипломатами и представителями международных организаций, аккредитованных в Армении. Предполагается, что в своем выступлении М. Лайчак даст анализ принципиально важных вопросов, касающиеся политики ЕС в отношении Армении, Южного Кавказа и всего постсоветского пространства.
Конференции по тематике, связанной с перспективами европейского цивилизационного выбора, проходят в Армении постоянно, все более активное участие в них принимают представители стран Восточной Европы, приобретшие собственный опыт членства в Евросоюзе. Мне неоднократно приходилось слушать на таких конференциях выступления польских представителей, в том числе нынешнего посла в Ереване Здислава Рачинского, которые неизменно вызывали большой интерес у аудитории.
З. Рачинский не раз заявлял, что европейская политика Восточного партнерства не является для постсоветских государств способом вступления в ЕС, и что большинство стран-членов ЕС выступают против того, чтобы ВП стало для стран Южного Кавказа подготовительной стадией вступления в ЕС. На конференции в Агверане в октябре 2012 г. (организаторами были германский Фонд Эберта и Центр политических исследований «Concord» под руководством Давида Шахназаряна) он особо подчеркнул, что, по его мнению, обстановка в авторитарных странах на постсоветской территории, включая Украину ухудшается и только Грузия и Молдова являют собой положительный пример развития демократических институтов. Это, по мнению польского посла, давало надежду на дальнейшее развитие Восточного партнерства, причем независимо от того, станет ли для постсоветских государств возможным вступление в ЕС, или их партнерство с ЕС так и останется не более чем партнерством.
На конференции в марте 2013 г. (ее организаторами вновь были Фонд Эберта и Центр политических исследований «Concord») польский посол сделал упор на другое: странам Южного Кавказа пора прекратить искать объяснение для всех своих проблем во влиянии внешних факторов.
В качестве показательного примера он привел Белоруссию (!), которая имеет куда более высокий ВВП и другие экономические показатели, чем все государства Южного Кавказа вместе взятые.
Немецкий дипломат Дитер Боден поддержал эту точку зрения и подчеркнул, что странам Южного Кавказа необходимо отказаться от оправдания собственной пассивности и неуспешности влиянием внешних глобальных факторов на постсоветском пространстве и заняться решением своих проблем собственными силами.
После прошедших в Армении президентских выборов особая роль Польши на Южном Кавказе вновь была наглядно продемонстрирована. С 26 по 28 марта в Варшаве с официальным визитом находился секретарь Совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян, который рассматривается многими армянскими экспертами как вероятный политический наследник С. Саргсяна и будущий претендент на пост президента Армении. А. Багдасарян был принят президентом Польши, он также провел переговоры с главой Сената Б. Борусевичем, сопредседателем армяно-польской межправительственной комиссии Т. Томчикевичем, членами парламентской группы дружбы «Армения - Польша».
Совет национальной безопасности Армении уже много лет тесно сотрудничает с Бюро национальной безопасности Польши, результатом этого партнерства стало углубление двустороннего сотрудничества в оборонной и военно-технической сфере. В ходе последнего визита было подписано соглашение о создании совместного предприятия, участниками которого станут польская компания «Любава» и ОАО «Чаренцаванский станкостроительный завод» Министерства обороны Армении.
Дальнейшему развитию польско-армянского сотрудничества будут посвящены очередные, запланированные на 26-28 апреля 2013 г., переговоры руководства Совета национальной безопасности Армении и Бюро национальной безопасности Польши.
Примечательно, что на посвященных Восточному партнерству и отношениям постсоветских государств с Евросоюзом конференциях практически не ведется дискуссии об имеющихся проблемах в политике ЕС, которые препятствуют более успешному развитию отношений ЕС и Южного Кавказа (невыполненные обещания, признание легитимными выборов вне зависимости от того, как они были проведены, даже в случае массовых подтасовок и т.п.). Максимум, что приходилось слышать от европейских политиков и экспертов: политика ЕС на Южном Кавказе «могла бы быть лучше» или она могла бы быть «более масштабной», но государства Южного Кавказа сами виноваты в этом, так как проводимая ими политика не служит «источником вдохновения» для объединенной Европы.
Еще осенью прошлого года европейская перспектива рассматривалась как реальная только для двух стран Восточного партнерства из шести: Грузии и Молдовы, которые оценивались дипломатами ЕС в качестве «положительного примера развития демократических институтов». После недавних президентских выборов в это число была включена и Армения, что подтверждается не только прозвучавшими на разных конференциях выступлениями дипломатов и чиновников ЕС, но и последними заявлениями руководителей Евросоюза.
К примеру, эта позиция была озвучена Еврокомиссаром по расширению и европейской политике соседства Ш. Фюле. В заявлении от 20 марта 2013 г. он констатировал, что в Еврокомиссии положительно оценивают состояние демократических реформ в Молдове, Грузии и Армении. «Молдова, Грузия и Армения продолжают демократические реформы, а также провели выборы, которые в целом соответствовали международным стандартам. Азербайджану необходимо соблюдать свои обязательства по демократизации».
Еще недавно весьма критическое отношение ЕС к Армении изменилось. Но вряд ли прошедшие президентские выборы, отмеченные многими скандалами и обвинениями в адрес властей в подтасовке результатов голосования, были для Брюсселя настолько впечатляющим торжеством армянской демократии, что это привело к радикальному изменению прежней позиции. Скорее дело в другом: в настоящее время ЕС и США считают для себя важным не допустить развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Делается это путем осуществления комплекса мер: демонстрации реальности для Армении «европейской перспективы», обещаниями финансовой помощи, информационно-пропагандистской кампанией по дискредитации «авторитарной, коррумпированной» России, в поддержку «европейского выбора» и т.п. При этом представители ЕС не скрывают, что обещаемые Армении выгоды от партнерства с ЕС будут получены лишь в том случае, если она будет следовать «верным демократическим курсом». Очевидно, что только тогда будет сохранено и благожелательное отношение ЕС и США к переизбранному президенту С. Саргсяну.
Верный с точки зрения ЕС и США курс Армении подразумевает ее отказ от вступления в ТС и ЕАС.
Судя по последним, подчеркнуто благожелательным по отношению к Армении заявлениям из Брюсселя, в течение последних месяцев взаимопонимание в данном вопросе с переизбранным президентом было достигнуто. Поэтому весьма вероятно, что С. Саргсян при своих контактах с российским руководством продолжит демонстрировать свою заинтересованность во всемерном развитии отношений с Россией, но предпочтет вывести проекты ТС и ЕАС за рамки двусторонних отношений. Именно этой цели служит выдвинутая им идея «особого статуса» для Армении в ТС и декларируемое стремление придерживаться политики «и-и», а не «или - или».
Заявления о том, что переизбранный президент не намерен слишком далеко заходить в своих интеграционных процессах с Брюсселем, выглядят довольно странно. При наличии политической воли у Армении есть все возможности вступить в ТС и ЕАС. Но даже при всем желании у нее нет никакой возможности вступить и даже в какой-либо форме достичь реального сближения с переживающим кризис Евросоюзом. Поэтому в реальности «и-и» переизбранного президента С. Саргсяна означает лишь его принципиальный отказ от возможности полноценного для Армении участия в ТС и ЕАС.
Для России предоставление Армении «особого статуса» в ТС крайне невыгодно: того же потребуют другие постсоветские государства, что приведет к недееспособности ТС.
Для России куда выгоднее не расширять число «неполноценных», но спонсируемых ею членов ТС и ЕАС, а сосредоточиться на всемерном развитии связей с Белоруссией и Казахстаном по принципу: «Лучше меньше – да лучше».
Вступление в ТС и ЕАС не должно выглядеть как вынужденное и нежеланное, потенциальные члены должны сами его добиваться и происходить такое вступление должно не по «облегченному» варианту, а на сходных с Евросоюзом условиях, выгодных с точки зрения России, Белоруссии и Казахстана. Это вполне возможно, если в ближайшие годы на фоне кризиса Евросоюза проекты ТС и ЕАС продемонстрируют высокую степень успешности и выгоду для своих членов.
Находящиеся в сложном положении США и ЕС не готовы взять на себя роль гарантов безопасности Армении и пока не предпринимают усилий по ее выходу из ОДКБ и по ликвидации российского военного присутствия в этой стране. Однако не исключено, что в отдаленной перспективе в случае более благоприятной для США и ЕС ситуации подобные усилия под лозунгом «европейского выбора» будут предприняты.
У России есть куда более важные цели и задачи, чем «выкручивание рук» постсоветским государствам и их насильственное заталкивание в «новый СССР». Если европейский выбор тех или иных постсоветских государств будет радикальным, Россия без особых для себя проблем может выстраивать с ними отношения, как с другими совершенно независимыми государствами типа Бангладеш или Панамы. В этом случае речь будет идти не о «выкручивании рук молодым демократиям», а о последствиях сознательного выбора постсоветских государств в пользу радикального «европейского выбора» путем максимального дистанцирования от «авторитарной России». Этот выбор Россия не обязана оплачивать и ответственность за все последствия, в том числе за финансовые, будут нести сами независимые государства, а не Москва или другие внешние силы.
Показательно, что в отличие от прошлых лет, на последних конференциях, посвященных перспективам европейского выбора постсоветских государств, основное внимание уделяется не критике «империалистических планов Кремля».
Представители России и ЕС все чаще повторяют своим коллегам с Южного Кавказа одну хорошо известную истину: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Предлагаемые пути спасения могут быть противоположными или в той или иной мере совпадать.
Но будущая судьба Армении и других государств Южного Кавказа в первую очередь зависит не от чьих-то обещаний и советов, а от того, насколько верным окажется сделанный ими самими исторический выбор. Ведь помимо гимнов, красных дорожек, почетных караулов и прочих приятных для политических лидеров разных стран вещей, государственная независимость предполагает еще и ответственность перед своими странами и народами за принимаемые решения.
Александр Крылов - ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, доктор исторических наук
Специально для Столетия
Комментарии
1.Местные олигархические кланы/семьи сколотили стартовый капитал на приХватизации ранних девяностых с уничтожением/ распродажей на лом сотен наукоемких производств, эти кланы узурпировали власть ловко подстроившись под лозунги национально-освободительного движения армянского народа и его священной борьбы за освобождение его же исконной цитадели Карабаха. Сепаратистские настроения в Армянском народе времен СССР против векового и исторически детерминированного братства и союза с Великим Русским народом эти временщики разогревали только лишь руководствуясь следующим дальним прицелом: спокойного разграбления без помех народного хозяйства Советской Армении собственной же узкой группой/кланами при ситуации, когда бы уже не было бы контроля со стороны Москвы, центральных органов власти. Все это прикрытие священными для настоящих армян категориями освободительной борьбы армянского народа от азербайджано-турецких захватчиков, “независимости” было направлено лишь на тривиальное разграбление накопленной за время существования СССР материально-технической и научной базы Арм. ССР.
2. Местные олигархические кланы создали монополию в экономике, которая проявляется в категорическом нежелании развивать собственное производство и создавать рабочие места. Страна все импортирует и право на этот импорт строго поделен между кланами.Средний класс не существует т.к. нет нужды в творческой интеллигенции т.к. не зачем развивать производство и создавать ценности. Все импортируется и перепродается.
3. Львиная доля населения вынуждена была эмигрировать в качестве трудовых мигрантов и посылать трансферты оставшимся в республике родственникам-эти трансферты оседают в карманах олигархов. Население не имея рабочих мест и возможности зарабатывать достойные человека деньги вынуждено покупать втридорога у олигархов импортируемые товары первой необходимости,продовольствие, топливо и пр.дорогие товары. Качественная медицина и образование недоступны. Обнищание народа продолжается, ограбление народа продолжается-собственными же доморощенными кровопийцами-олигархами.
4. Нежелание присоединяться к ТС об'ясняется просто: олигархическому клану невыгодно иметь над своей головой контролирующую организацию в виде надсоюзных органов ТС и Евразийского союза , ему невыгодно вступать в ТС потому что он лишится возможности продолжать политику ничем и никем не контролируемого получения сверхприбылей за счет ограбления собственного народа, на который им глубоко наплевать.
5. Армянский истеблишмент ради сохранения подобной монополии на единоличный контроль территории Армении (он рассматривает ее в только лишь как территорию, где можно делать сверхприбыль) готов пожертвовать безопасностью собственного народа: население неуклонно сокращается, стратегические риски для армянского народа возрастают, народ ограблен, нищ, авторитет властей крайне низок. С каким моральным настроением армянский солдат будет защищать свою землю, а значит и дальние рубежи России если он ограблен, унижен и деморализован несправедливостью царящей в армянском обществе?
6. На этом негативном фоне крайне активизировались мировые центры стремящиеся оторвать Армению от России. Ловко используя, увы, действительно имеющие место быть факты вопиющих нарушений (изложенные в вышеуказанных пунктах) нынешняя оппозиция проворовавшемуся одиозному истеблишменту Армении представляет собой еще более ужасную опасность. Современная оппозиция готовит либеральный переворот и отрыв Армении от России и западные эмиссары/послы планомерно содействуют этому.
7. Предатели-олигархи и коррумпированный чиновничий аппарат Армении ничего не потеряют от этого, они держат свой бизнес в Европе и при первом напоре сдадут Армению либеральным силам, а сами эмигрируют за рубеж куда заранее предварительно вложились.Может быть уже сейчас отказ от ТС союза и торпедирование его это цена сделки за гарантии безбедного жития и деятельности за рубежом?....
8. Народ в растерянности- поставленный в тупик нечеловеческой жадностью доморощенных олигархов достигший крайней степени обнищания армянский народ вынужденно идет в сторону либеральной оппозиции попросту чтобы выжить.В сторону оппозиции которая ничего хорошего не сулит будущему Армении не сулит именно стратегически.
8. Для Армении нет и не может быть будущего без братского союза с Россией,Беларусью, без вступления в ТС с единственно верным и никогда не подводившим политическим союзником –великим русским народом. Пройдет время и история докажет верность данного убеждения. Очень жаль, если этот простой исторический урок будет вновь усвоен нашим народом после череды жертв и неизмеримых бедствий которые можно было бы избежать....
Давайте подумаем, куда дальше:
№1"Советские"нажившие богатство за счёт того, что были шустрее и прихватили, всё, что не так лежало. При этом из миллионов богатых может один два сумели развернуть Дело, в при(за)хваченных объектах,дело не шло потому:
1.1.Эти предприятия были слитые между собой всей Советской промышленностью. Если бы,как Белоруссия, отбросив все иные глупости, эти НОВЫЕ СТРАНЫ распутывали клубок взаимоотношений и налаживали свое Дело, сегодня можно было видеть результаты
1.2.ЕЭС и ВТО (Элита), это КПСС капиталистов. Им до нас,дела нет, кроме что руками наших братьев, сестер и детей отобрать заработанное.Почитайте, что пишут трудовые люди Кипра, Испании, Италии и др, как их разоряли, там будет ясно, куда идти.
1.3.10 лет мы, люди Земли, живьём при новой энергии, к 2018 перейдем полностью и трудовой народ будет устанавливать честное распределение заработанного. Вот, чтобы не опоздать,Правителям Стран бывшего СССР, надо договариваться с Ал.Григ. Лукашенко, перенять у него опыт, которого разбавить умом своего народа. И!В ЕДИНСТВЕ НАШЕ СИЛА!
Серебряков, Лазарь Маркович (Казар Маркосович Арцатагорцян) (1792—1862) — адмирал российского флота, участник Крымской войны, один из основателей Новороссийска. Лорис Меликов занимал пост министра внутренних дел российской империи, о военноначальниках и политических деятелях советских времен говорить нет необходимости. Маленькая Армения дала СССР трех маршалов, одного адмирала флота и десятки генералов и адмиралов. Армения в 1915г подверглась геноциду и потеряла 9/10 своей территории. И только в союзе с Россией она приобрела территориальную независимость и стала развитой страной.Хочу подчеркнуть, что в советские времена Армения принимала репатриантов со всего света, сегодня же идет обратный процесс. И сегодня союз с Россией и СНГ жизненно необходим Армении, но и дружественная Армения не менее важна России, когда Запад ведет последовательную политику в оттеснении России с Кавказа. Поэтому для меня не вопрос, что место Армении в ТС, при сохранении дружественных отношений и с ЕС. Но ни в коем случае призрачное счастье вхождения в ЕС не должно быть приоритетным во внешней политике Армении. Только союз с Россией может быть залогом безопасности Армении в будущем. Надо помнить о вековых связях и укреплять их.
Спасибо Вам за отклик, я думаю в экономике нам срочно нужно сделать следующее:
1. Обязательно держаться вместе славянским странам, Армении, Казахстану, Киргизии и Таджикистану
2. После вхождения в единое экономическое пространство (ТС, Евразийский союз) срочно создать координационный совет представленный лучшими экономическими умами всех членов этого обновленного содружества и провести анализ имеющейся материально-технической базы республик (как госсобственности так и частных предприятий). Важно: помимо унаследованной имеющейся (если всю не разворовали) маттех базы проанализировать возможность создания новых наукоемких производств, которые бы можно было создать на той или иной территории евразийского союза с учетом опыта и анализа склонности того или иного народа к эффективному призводству того или иного инновационного направления. Например Армения всегда была сильна химической, обувной, оборонной, информационно-технологической промышленностью (одни из первых ЭВМ в СССР “Наири” были армянского производства, для этого был создан целый институт им. Мергеляна). И сейчас Армения очень удачно развивает давние традиции - IT технологии и могла бы быть локомотивом в этом отношении для евразийского союза).
Т.е. получить ясное представление какую именно продукцию более-менее отвечающую по качественным параметрам современным требованиям может производить каждая из республик (с прицелом как на ее внутреннее потребление так и на возможный экспорт). Сделать необходимые финансовые инвестиции для модернизации производств и приведения их к международным стандартам качества.
4. Для избежания стагнации и отставания созданный координационный экономический совет обязательно должен иметь комитет по инновационным производственным технологиям ответственный за отслеживание научно-производств. ситуации в мире, разработку, внедрение передовых научных концепций напрямую влияющих на рост эффективности производства.
5. Данные шаги неизбежно приведут к созданию новых рабочих мест, возрождению призводственной базы, ухода от идеологии торгашества, унижающего человеческое достоинство гастарбайтерства, вызовет рост благосостояния народов стран содружества, получения стойких заказов предприятиями, их выхода на колоссальный по размерам общий рынок. Процветания всех наших стран без исключения.
1. Очень хочется пожелать, чтобы та небольшая часть "проевропейской "молодежи Армении потомков мигрантов 1947-48 годов (та, которая с поросячьим восторгом прогулялась по чистым зеленым газонам Нидерландов, Германии и Франции)очень хорошо понимала, что прежде чем эти зеленые газоны там выросли народы Европы перенесли 2 чудовищные мировые войны (это только в 20 веке)и годы кропотливого муравьиного труда, хотя ради справедливости нужно добавить, что данное процветание там также было достигнуто за счет вывоза несметных богатств во времена колониальной эксплуатации Европой стран Африки, Азии, Карибского бассейна, Океании.Это я к тому что никакого чуда просто так не бывает-путь лежит через страдания, кропотливый труд и ,увы, к великому сожалению - ограблению слабого. Наша же молодежь подобно стрекозе Крылова всегда норовит на готовенькое где то в состоявшихся страхан, с холодным презрением морща носик на свое Отечество....
2. Страны развитой Европы и это было продемонстрировано совсем недавно- совсем не горят желанием присоединять к себе лишних нахлебников (не верите мне, спросите у Греции, Португалии, Италии, стран восточной Европы в восторге ли от них локомотивы Европы Германия, Дания, Франция, Норвегия?) Если от них они не в восторге мягко говоря, то зачем делать такие высокомерные и наивные заявления "молодежь Армении уже выбрала свой путь это Европа"? А вы Европу спросили нужна ли им Армения? Нет, так спросите госпожу Ангелу Меркель-она вам без валидола не ответит. Ну если на каруселях покататься и по Монмартру и Елисейским полям побродить это еще куда ни шло, здесь я согласен,дело молодое, но в остальном не нужно пыжиться дорогие молодые соотечественники и не нужно выставлять на посмешище наш древний народ.
Спасибо за отклик и конкретные факты, и сразу же совет Алексу-1: быстро побежал за ручкой с бумагой, сел, переписал и выучил наизусть что написал Харьковчанин, повторять каждый день утром и вечером желательно натощак пока дурость типа: "молодежь армении уже выбрала свой путь это европа ...." полностью не выветрится из головы.
Для серьезной полемики нужно уходить от декларативных и не несущих никакой смысловой и доказательной базы фраз типа: " ...и время показало на кого ориентирована передовая и образованная молодежь страны Армении.."
Я очень хорошо знаю собственный народ,ну просто отлично его знаю, особенно ту его небольшую часть, которая недостаток глубокой информированности по тому или иному вопросу с лихвой покрывает театральной подражательностью, крикливостью, демонстративностью и прочими показушными и шумовыми эффектами, претендуя на выразителей воли ВСЕГО армянского народа. И эта склонность к подражательности, этот бич нашего народа! Представляю себе какой ветер гуляет в головах молодого крыла этих "представителей" нашего народа, если зрелые подобно Раффи ведут себя так идиотски... Эта оранжевая истерия и массовость делаются именно для того чтобы потом отвечать за ВСЕХ. Именно НЕПРАВОМЕРНО отвечать за ВСЮ молодежь, причем сразу же допуская кикс высокомерия фразой "передовая и образованная" а вы, мол, вся остальная часть, есть часть необразованная раз идеологически не с нами. Как это все пошло, Алекс-1, как ничтожно и смешно, все эти потуги сказочной вороны воткнувшей себе в зад павлинье перо и претендующей стать равной среди стаи спесивых павлинов....Как бы мне хотелось быть свидетелем того, что эти спесивые павлины сделают чуть погодя с этой так рвущейся к ним вороной -да народ жалко-он ведь мой родной народ...
"Но факты упрямая вещь" заученно талдычите вы, (самое забавное не приводя ни одного факта))и "время показало" механически повторяете вы вбитые в голову клише (а время показало голозадых активисток Фемен и разноцветных педофилов с педерастами воющих за нарушение прав человека в виде разрешения за вакханалию нравов). Нет, Алкес-1 вам просто очень нравятся зеленые газоны чужих европейских столиц и их внешний безмятежный и сытый блеск вкупе с гарантированным соц. пакетом (и давайте честно: при котором и за который и потеть то особенно не придется-все мы знаем о этой армии тунеядцев и иждевенцев из третьих стран живущих в Европе). На более глубинный анализ и последующее однозначное заключение почему Армении не надо на Запад вам не хватает жизненного опыта, знаний и интуиции. Кстати тысячи воинственных арабских и турецких мальчишек так же как и вы искренне считают, что их выбор это Европа! И с каждым годом их становится там все больше и больше. Не уверен что таким рафинированным чистоплюям как вы понравится подобное соседство. И уж поверьте самим хозяевам Европы уж им подавно не по нраву ваше сочетанное появление у них в собственном доме. У Брейвика крыша конечно поехала,это правда, но поверьте мне на слово у многих "добропорядочных" европейцев его акция вызвала молчаливое согласие....Так о каком европейском выборе для Армении может идти речь? Когда вы перестанете комплексовать по поводу своего собственного происхождения и принадлежности к другой ничем не уступающей (а по многим параметрам превосходящей-но для этого нужно духовное, а не потребительско-утилитарное понимание сущности бытия человека и его высшей цели) европейской цивилизационной модели? Когда вы изживете из себя это провинциальное низкопоклонство-вы же каждой подобной фразой доказываете свою ограниченность и незрелость. Закончу словами профессора Хачикяна из Мимино: "дзер нманнер@ хайтаракумен анрапетуцюн@"
Не лишне будет напомнить, что гора Арарат, изображенная на гербе Армении, находится в Турции. Когда и как она оказалась в османской империи не знаю. Но геноцид армянского населения был!!!
Очень рада, что в Армении есть такие. как Вы. Здравомыслящие и понимающие, к чему может привести "отход" Армении-Хаястана от России.
Вы трезво рассуждаете. Очень жаль, что бывшие коммуняки стали олигархами. Все примеры происходящего вышли из одного сундука. И заказчик один. Известен.
Жаль народ.
Недавно узнаю, что моя бывшая одноклассница в России с семьей. Родины она так и не получила. Был Азербайджан, откуда не только армяне смогли вырваться оттуда живыми. Уехала в Армению. Но и на Родине ее никто не ждал.
Алекса читать, себе дороже. По его комментам видно, чем хуже всем бывшим, тем лучше им, местечковым.
Только вместе мы сможем развиваться.
Или возгласами об империалистических планах Кремля.
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
Добавить комментарий