895dfac8
v>
 
Центр технологий примирительных процедур Главная
Рассылка новостей

 

17 апреля 2013

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Год 400-летия Дома Романовых на Украине.
16.04

Возможна ли сегодня между Россией и бывшими соцстранами дружба не за газ и не за нефть?
15.04

Выходит в свет книга воспоминаний о президенте Венесуэлы.
11.04

Программа переселения соотечественников становится более популярной.
10.04

68 лет назад пал вековой плацдарм экспансии немцев на Русь – Россию.
09.04

Россия продолжает искать свое устойчивое место в новой мировой системе координат.
02.04

Беседа с руководителем Института демократии и сотрудничества, президентом Фонда исторической перспективы.
01.04

Период относительного спокойствия в регионе закончился для России довольно быстро.
01.04

Свой первый полномасштабный зарубежный визит Си Цзиньпин совершает в Москву.
22.03

Памяти великого пианиста.
22.03

Беседа с заместителем директора Института Латинской Америки РАН, доктором политических наук.
21.03

Проблема нелегальной миграции из республик Средней Азии становится все более острой.
11.03

Беседа с историком, директором центра общественных и издательских программ ФИИП Наталии Нарочницкой.
07.03

Режиссер нашумевшего в Москве спектакля о Pussy Riot Мило Рау оказался известным на Западе экстремистом.
06.03

Как фермеры из Великобритании наших крестьян рачительности учили.
05.03


Россия и мир

Южный Кавказ: новые проблемы для Москвы

Период относительного спокойствия в регионе закончился для России довольно быстро
Александр Крылов
01
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте

Ситуация на Южном Кавказе сегодня обусловлена теми изменениями, которые произошли в последнее время и которые могут произойти в скором будущем. Стало невозможным сохранение той системы отношений, которая была создана после 2008 года, и от России требуется оперативная и действенная реакция на новые процессы, характер и возможный результат которых весьма сложно прогнозировать. С подобными сложностями столкнутся и другие государства, которые имеют свои интересы в регионе.

После событий 2008 года негативные для России прогнозы развития ситуации на Южном Кавказе и вокруг него, о ее грядущей изоляции на международной арене и т.п. не оправдались. Даже после официального признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии Запад воздержался от конфронтации с Москвой. Столь беспокоившая Кремль перспектива расширения НАТО на восток и скорое вступление в этот блок Грузии (в разных заявлениях даже указывались конкретные сроки такого вступления – 2006, затем 2007 год) вроде бы потеряла былую актуальность.

Причиной столь благоприятного для Москвы развития ситуации стало совпадение целого ряда факторов. Тут и печальные для Грузии результаты событий 2008 г., и смена администрации в США, вызвавшая изменение американской политики на Южном Кавказе, и разразившийся мировой экономический кризис, болезненно сказавшийся на странах ЕС и США. В результате ситуация на Южном Кавказе складывалась для Москвы вполне благоприятно, Россия получила возможность значительно укрепить свои позиции в регионе. Главным средством выполнения этой задачи стало сочетание финансовой помощи, наращивания российского военного присутствия и его закрепление на долговременной основе.

Между Россией и Арменией, а также Россией и признанными ею в качестве независимых государств Абхазией и Южной Осетией были заключены договоры о военном сотрудничестве сроком на 49 лет с возможностью их автоматического продления на 15-летние периоды. Важным для России дополнением к этим договорам стали аналогичные договоры с республиками Центральной Азии и с Украиной о сохранении Севастополя в качестве военно-морской базы российского Черноморского флота до 2042 г.

В результате России удалось выстроить долговременную систему реагирования на всевозможные потенциальные угрозы на наиболее проблемном для нее южном направлении. В такой ситуации Кремль мог бы и дальше следовать на Южном Кавказе своей прежней формуле: союз с Арменией, развитие (по мере возможности и не во вред союзу с Арменией) партнерства с Азербайджаном и игнорирование Грузии.

Период относительного спокойствия на Южном Кавказе закончился для РФ довольно быстро и причиной тому стали произошедшие в 2012-2013 гг. в каждой из стран региона события. В Грузии поражение партии М. Саакашвили на парламентских выборах привело к установлению режима двоевластия. Вне зависимости от того, чем закончится противоборство между новым правительством Б. Иванишвили и старым президентом, для России стало невозможным проводить прежнюю политику игнорирования Грузии.

Москве необходимо как-то реагировать на происходящее в Тбилиси, причем таким образом, чтобы это пошло на пользу тем политическим силам, которые выступают за пересмотр прежней политики по отношению к России.

Главная сложность для российской дипломатии и для сторонников нормализации двусторонних отношений в Тбилиси состоит в том, что они продолжают сохранять взаимоисключающие подходы к проблемам Абхазии и Южной Осетии. Поэтому им приходится выводить Абхазию и Южную Осетию как бы за рамки нынешних двусторонних переговоров и сосредоточиться на тех социально-экономических и гуманитарных проблемах, которые можно решить на современном этапе. Такой подход может привести к определенным результатам в психологическом и социально-экономическом плане. Однако очевидно, что вряд ли процесс нормализации двусторонних отношений может быть успешным без обсуждения проблемы Абхазии и Южной Осетии и ощутимого сближения позиций по данному вопросу. До этого Россия и Грузия не могут восстановить двусторонние дипломатические отношения. В результате Москва имеет крайне ограниченные возможности на пути сближения с Грузией, в таком же положении находится и Тбилиси.

Определенный положительный эффект для двусторонних отношений могло бы принести открытие российского рынка для грузинских сельхозпроизводителей. Эта мера сама по себе могла бы оказать положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в Грузии. Как заявляют российские и грузинские официальные представители, возврат грузинского вина и минеральной воды на российский рынок может произойти уже в скором времени. Однако для радикального улучшения положения в сельском хозяйстве Грузии, а значит и социально-экономической ситуации в целом, необходима долговременная программа его развития и масштабные финансовые вливания.

Ограниченные же по своим объемам поставки вина, минеральной воды и других товаров из Грузии в Россию окажут слишком незначительный эффект, чтобы стать важным фактором с точки зрения социально-экономической ситуации в Грузии и в плане положительного влияния на двусторонние отношения.

В нынешней ситуации новому правительству Грузии необходимо продемонстрировать населению быстрый эффект от диалога с Россией и у него попросту нет времени на осуществление долговременной программы развития сельского хозяйства и экономики в целом. Еще сложнее найти источники финансирования подобных программ: вряд ли до окончания экономического кризиса ЕС и США смогут выделить новые миллиарды долларов на кредитование Грузии. Россия же вряд ли пойдет на такое финансирование до восстановления дипломатических отношений, что вряд ли станет возможным в ближайшие годы. Если же ощутимого улучшения ситуации в Грузии в ближайшем будущем не произойдет, это может привести к укреплению позиций противников нынешнего правительства, компрометации курса на диалог с Россией и к новому витку напряженности в двусторонних отношениях.

В 2012 г. и начале 2013-го осложнилась и ситуация на азербайджанском направлении российской дипломатии. Прекращение работы Габалинской РЛС покончило с российским военным присутствием в Азербайджане. Сам по себе этот факт никак не сказался на нашей национальной безопасности, однако он имел важное символическое значение и для России, и для Азербайджана, так как означал фактический отказ Баку от намерения сохранять особый характер отношений с Россией и учитывать в своей политике в качестве положительного фактора общее российско-советское историческое прошлое.

Свидетельством желания Баку понизить уровень своего партнерства с Россией стал отказ Ильхама Алиева от участия в саммите глав СНГ в Ашхабаде, отказ от участия в ОДКБ и в других продвигаемых Россией интеграционных проектах на постсоветском пространстве (ЕАС, ТС и др.). Стремление Баку дистанцироваться от России было особенно очевидным на фоне наращивания партнерства в военно-политической, энергетической и других сферах с США, ЕС, НАТО и Турцией. Подобный курс привел к осложнению отношений Азербайджана с Россией и Ираном, и росту напряженности в регионе, в том числе и из-за все более воинственной риторики Баку.

Болезненную реакцию в Азербайджане (и в других постсоветских государствах) вызвало заявление российского президента о намерении начиная с 2015 г. строго ограничить трудовую миграцию из стран, не являющихся членами Таможенного Союза.

Заявление В. Путина было воспринято, прежде всего, как средство давления на страны, которые отказались вступать в Таможенный Союз и как открытая угроза Азербайджану. Очевидно, что в случае осуществления мер по ужесточению режима пересечения границы государств-членов Таможенного Союза для граждан и грузов других государств, это станет дополнительным фактором осложнения российско-азербайджанских отношений, а вовсе не отношений Баку с Казахстаном или Белоруссией.

На фоне очевидного охлаждения российско-азербайджанских отношений звучащие время от времени заявления официальных представителей азербайджанского руководства о том, что между Россией и Азербайджаном существуют нормальные дружественные отношения, были данью дипломатической вежливости, но никак не отражали истинной ситуации. Осложнение российско-азербайджанских отношений означает, что российские усилия по всемерному развитию двусторонних связей в различных областях (включая поставки в Азербайджан российского вооружения и другие формы военно-технического сотрудничества) с целью нейтрализации роста влияния в Азербайджане США и ЕС, не принесли ожидаемого результата.

Еще одним моментом, осложняющим российско-азербайджанские отношения, стало возможное участие Азербайджана в решении иранской ядерной проблемы, в том числе с использованием фактора «Южного Азербайджана». Многие азербайджанские эксперты высоко оценивают степень популярности идеи «Южного Азербайджана» среди граждан Ирана азербайджанского происхождения и перспективу его скорого осуществления на практике. По их мнению, проекту благоприятствует его «вписанность» в общий контекст противоборства Тегерана с наиболее могущественными геополитическими игроками, массовая поддержка проекта «20-милионным азербайджанским населением» Ирана, слабость правящего там режима и т.п.

В качестве выгодных для Азербайджана расцениваются все вероятные сценарии: военная интервенция извне, гражданская война в Иране и его распад на несколько частей и т.п.

При этом вероятность развития негативных для Азербайджана сценариев в случае дестабилизации Ирана не рассматривается или оценивается минимально.

Источником оптимизма азербайджанских экспертов служит постоянное наращивание масштабов военного сотрудничества с США и НАТО, подавляющее военно-техническое преимущество членов создаваемой антииранской коалиции и уверенность в том, что эта коалиция будет обязана решить проблему Ирана в ближайшее время: до того, как там появится ядерное оружие.

В качестве возможных вариантов после ожидаемой легкой победы над Ираном рассматривается создание единого Азербайджана или создание двух независимых азербайджанских государств. Оба эти варианты расцениваются как чрезвычайно выгодные для Азербайджана. Подобные настроения могут свидетельствовать, что Баку было приняло решение не только предоставить свою территорию для сил вторжения, но и активно участвовать в предстоящих в Иране событиях.

Происходящее на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке не свидетельствует о том, что силовое решение иранской проблемы будет легким и выгодным для Азербайджана. Поэтому в Москве не скрывают своего резко негативного отношения к перспективе дестабилизации еще одного государства региона и возможному участию в этом Азербайджана.

Казалось бы, сложности в отношениях с Азербайджаном только благоприятствуют наращиванию российско-армянских связей по всем направлениям. Однако в последнее время и здесь появились новые проблемы. Недавние президентские выборы оказались далекими от ожидавшегося спокойного и безальтернативного сценария. Отказ от участия в выборах старых оппозиционных партий, покушение на одного из кандидатов и появление «фактора Раффи» свидетельствовали, что перспектива внутриполитической стабильности может оказаться не столь оптимистичной. В связи с этим у Москвы появляются новые вопросы и новые проблемы.

1. Как выстраивать отношения с переизбранным президентом, насколько далеко следует идти в его поддержке с учетом возможной перспективы падения его популярности?

2. Каков реальный политический потенциал «проекта Раффи» и может ли он стать армянским аналогом проекта «Мишико». И насколько отвечает истине мнение тех экспертов, которые считают, что данный проект был инициирован самими властями в качестве «пугала для Кремля» и использования во внутриармянских играх?

3. С учетом возможного роста протестных настроений: как выстраивать отношения с оппозиционными политическими силами таким образом, чтобы это не повредило отношениям с нынешними властями?

Не менее важным для двусторонних отношений, чем прошедшие выборы, могут стать и интеграционные проекты ТС и ЕАС. Эти проекты продвигаются тремя государствами с целью решения имеющихся у них проблем, и вряд ли стоит оценивать их исключительно как средство достижения Россией каких-то империалистических целей. Однако очевидно, что данные проекты в значительной степени изменят ситуацию на постсоветском пространстве и это не может не затронуть те постсоветские государства, которые окажутся вне границ данных проектов.

Ряд факторов препятствует вступлению в ТС и ЕАС Армении. Ей необходимо считаться с возможностью лишиться обещанной финансовой помощи со стороны США и ЕС, с позицией армянской диаспоры в США и ЕС, с негативным отношением к идее «евразийского выбора» со стороны определенной части населения и т.п.

В случае отказа Армении от вступления в ЕАС и ТС, российской дипломатии придется решать сложную задачу: как обеспечить развитие проектов ТС и ЕАС таким образом, чтобы это не слишком осложнило положение ее союзника на Южном Кавказе. Однако предоставление Армении особого статуса и каких-то привилегий во взаимоотношениях с ТС и ЕАС (даже если на это согласятся Белоруссия и Казахстан) приведет к аналогичным требованиям со стороны других постсоветских государств, что может привести к полному обесцениванию данных проектов и их превращению в аналог СНГ.

Большую сложность для российской политики на Южном Кавказе представляют внешние факторы и процессы, которые могут иметь множество вариантов развития, и которые будут оказывать большое влияние на ситуацию на постсоветском пространстве. Не ясны перспективы будущего развития ЕС и возможности выхода из мирового экономического кризиса, а также - как тот или иной из возможных сценариев повлияет на отношения США и ЕС к России и Южному Кавказу. Не ясно, что будет происходить на Большом Ближнем Востоке в случае сокращения или ликвидации здесь военного присутствия США и НАТО. Нет никакой определенности с тем, как будет решаться ядерная проблема Ирана и каким образом это отразится на соседних с ним странах и регионах.

Не ясно также, сумеют ли нынешние власти государств Южного Кавказа укрепить свои позиции или эти государства ожидают новые периоды обострения внутриполитической ситуации.

Все это осложняет для России выработку новой концепции своей политики на Южном Кавказе.

В такой ситуации представляется весьма вероятным вариант, когда российская дипломатия будет в основном реагировать на происходящие события, а не проявлять большую активность в плане превентивного воздействия на происходящие события.

Южный Кавказ никак нельзя отнести к числу стабильных и процветающих регионов современного мира. Решению имеющихся здесь проблем помог бы переход от соперничества, а тем более конфронтации между Россией и «коллективным Западом» к политике сотрудничества и взаимодействия в решении сложных социально-экономических проблем Южного Кавказа. Для государств региона такое развитие событий было бы наиболее выгодным. К сожалению, перспектива подобного развития событий не слишком велика.

Александр Крылов - доктор исторических наук, ИМЭМО РАН

Специально для Столетия



Комментарии


Русская Автономная Республика
01 0:34

Какой там ещё Южный Кавказ? Для России было бы неплохо хоть на небольшом кусочке Москвы восстановить русское право.

Александр из Од.
01 8:07

Увы, не первое столетие Россия оказывается в роли "кавказского пленника".Тот самый чемодан без ручки - тащить неудобно, а бросить жалко. Раз современный Азербайджан настроен проамерикански, то считал бы целесообразным не ждать 2015 года а по-раньше с 2014 надо перекрывать миграцию из этой маленькой, но гордой страны. Это бы резко повысило лояльность всех остальных бывших республик...

Георгий
01 9:23

"Источником оптимизма азербайджанских экспертов..." всегда будут служить указания сверху. на Кавказе (хошь на Южном, хошь на Северном) ничего не делается без указки. а посему давно и всем известна истина - уважают там только силу. и даже справедливость уважают на 2-м месте после силы. и на слово там не верят, только по делам.
а если и дальше сопли жевать: с 2015го...  звучит как отдалённая угроза. давно уже надо было это сделать. и не так, а лишить гражданства наиболее ушлых проходимцев со всего СНГ. но все это тесно связано с защитой русских в СНГ, а на это медвепуты не пойдуть.
вот и получается: отношения ухудшились уже сейчас, а угроз никто не боится.

Александр Мясникян
01 12:30

Южный Кавказ должен держаться России, это детерминировано исторически.Мы знаем это опытным путем и не год, не два, а на протяжении веков, Россия все же не обманет, она проверенный союзник и партнер. Изучите историю там все ясно указано. По крайней мере, для Армении это так. Опыт Грузии доказал неестественность западной модели для ментальности наших людей,некоторые действительно интересные экономические решения,борьба за права человека и борьба с коррупцией осуществляемые в Грузии при Саакашвили носили все же показушный,популистский и фасадный характер. Красной нитью проскальзывало желание "западных доброхотов" не сколько поднять Грузию,а сколько насолить России оторвав от нее еще одного некогда стратегического и исторического единомышленника.Грузия здесь шла как расходный материал(как всегда бывает с теми, чьими руками таскают каштаны из огня) Причем началось это в Грузии еще в 1989 а может и раньше, когда зажравшиеся псевдоинтеллигентные нац.элиты движимые сребролюбием или тщеславием начинают мечтать о собственной исключительности... Это неприемлемо, гротескно и чуждо нашей традиционности и ментальности.
Итак, по Армении.Народ Армении традиционно (более-менее) был ориентирован на Россию,и в силу собственного геополитического расположения в том числе.Однако в настоящее время народ находится в тисках тяжелейшего кризиса: отсутствие рабочих мест и достойной зарплаты. К сожалению местная  олигархия находится в ослеплении от получаемой сверхприбыли и не задумывается о вкладывании в собственную экономику, в создание новых рабочих мест, конкурентоспособной продукции и т.п. не хочу сказать что это делается всегда преднамеренно, может просто мозгов у них не хватает понять, что нельзя быть счастливым, когда твои соотечественники в беде. Армяне талантливый народ приученный к труду и очень быстро смог  бы эффективно работать. Местная олигархия предпочитает быстрые деньги в виде импорта товаров потребления произведенных в других странах не всегда дружественных причем,но им наплевать, деньги ведь не пахнут, население же вынуждено работать на кабальных условиях в этом процессе доставки и потребления чужих товаров. Некогда экономически сильная, индустриальная, наукоемкая, Советская Армения превратилась в страну мелких лавочников и монополистов- олигархов.Не все богатые предприниматели Армении таковы, есть действительно достойные люди и среди них, те которые создают даже в таких условиях рабочие места для нашего населения, но их очень и очень мало. Всеми этими негативными процессами и тенденциями сразу же воспользовалась оппозиция, которая используя риторику заботы о народе, и оперируя действительно имеющими место фактами почти постоянного злоупотребления со стороны зажравшихся чиновников-коррупционеров и клановой олигархии набирает себе политические дивиденды, но приход во власть которой обязательно приведет к отрыву от той культурно-ценностной модели которая веками связывала Армению и Россию, пострадают наша традиционная система ценностей и духовность все еще сохраняемая в недрах армянской нации. Феноменально то, что все эти вроде бы справедливые требования оранжевых, розовых и других революций заканчиваются пропагандой ненависти и отхождения от союза с Россией. Этого допустить категорически нельзя, это приведет к краху нашего армянского народа, его размыванию в безликом море глобалистской модели западного мира, которая настолько же бесчеловечна, насколько фальшивы холодные и вежливые пластмассовые улыбки ее апологетов и идейных вдохновителей.Нынешнее верховное руководство Армении будучи действительно патриотами своей страны (как бы это и не звучало невероятно в данной ситуации, но это правда), оказалось между двух огней, к сожалению и по собственной вине в том числе.... С одной стороны оппозиция набравшая голоса за счет действительно плачевного состояния народа,используя демагогию и риторику очень похожую на ту, которая была использована для прихода Саакашвили к власти и которая ничего хорошего для Армении не принесет в плане стратегического процветания нации,- оранжевая революция Раффи уведет Армению в чуждые западные дебри, чего сам Раффи не выросший в наших горах, увы понять не может, а может и не захочет, даже будучи возможно и патриотом.... (процветание же Армении, так исторически сложилось, всегда несло наше братское содружество с истинной, справедливой очень духовной и сострадательной Русью,даже Советская Россия демонстрировала большую человечность в судьбах армянского народа чем все эти новоявленные поборники прав человека появившиеся как грибы после дождя после краха СССР). С другой стороны на верховное руководство Армении давят обязательства когда то взятые перед олигархами и монополистами в ответ на когда то оказанную услугу (в том числе финансовую) приведения во власть...Но приходит момент истины, когда руководству Армении нужно будет принимать болезненное, но единственно верное решение, ради своего народа и нации-чтобы волки в овечьей шкуре под названием оранжевые не оторвали святой армянский народ от его правильного пути. И это решение нужно будет принимать в виде отрыва от порабощающих оков собственной зависимости от клановой коррупционной олигархической системы- и именно здесь и сейчас Россия должна помочь нашему Верховному,Россия должна поддержать его я думаю. Приходит момент когда дальнейшее промедление подобно смерти, либо мы потеряем страну и Россия получит очередной болезненный удар в свое южное подбрюшье, либо будет сделано мужественное решение нашим Верховным, решение в опоре на Россию. Надо выбирать. Россия вместе с Арменией должна быстро разработать взаимовыгодные экономические проекты способные создать в кратчайшее время рабочие места в Армении, которые смогли бы обеспечить армянское население гарантированным трудом, а его векового русского союзника конкурентоспособной продукцией которая усилила бы и Россию в том числе. Армяне могут и знают как хорошо трудиться и создавать материальные ценности. Должна быть крепчайшая экономическая амальгама русских и армян. Наш Верховный должен поверить в свой народ, обратиться к нему лицом, обрести мужество и оттолкнуть зажравшихся чиновников и олигархов, которые  вольно или невольно служат и ему и всему армянскому народу медвежью службу. Наш верховный добрый и справедливый человек,когда то  лично с оружием в руках защищавший Армению в годы войны не может не послушать своего сердца и сделать правильный выбор. Но сейчас он должен сделать этот выбор или все рухнет и наша страна вверенная ему Богом в первую очередь. Народ поддержанный таким образом невозможно будет свернуть с правильного пути, он жизнь отдаст за Родину позаботившуюся о нем в трудную минуту.Только через экономическую поддержку Армении Россией(выраженную в реальных работающих экономических проектах)  и как следствие создания мощной системы взаимовыгодного сотрудничества (мы не хотим быть иждивенцами проедающими рубли российских налогоплательщиков)возможно политическое укрепление союза Армении и России и нивелирования возможных геополитических рисков для России в этом регионе ее исторического влияния.                

Загорский
01 15:13

..."российская дипломатия будет в основном реагировать на происходящие события, а не проявлять большую активность в плане превентивного воздействия на происходящие события".

Боюсь, что "превентивно" на ситуацию в Южном Кавказе будут реагировать и влиять штаты, а вот дипломаты РФ будут потом разгребать "завалы" и пытаться находить выходы.
Сами-то когда будем влиять и развивать отношения с ближайшими соседями, не ожидая необратимого развития событий не в пользу России?

Азиат
01 23:21

Хороший и трезвый взгляд автора статьи на существующие проблемы России на Южном Кавказе – заслуживает похвалы. Однако, доктор исторический наук не указал на главные факторы такого положения дел...

А ведь проблема российской дипломатии, как впрочем и всей современной России - в полном игнорировании... собственных сограждан, практически - во всех сферах жизни, включая и внешнеполитическую. В конце-концов это видно и по отдельным комментариям на этом сайте!

С другой стороны, во взаимоотношениях с бывшими республиками СССР, а сегодня - со странами СНГ и Грузией, нужно согласиться, с так называемым эффектом геополитического бумеранга, который регулярно "запускается", именно - из России. Речь идёт об ущербности "компромисса", при котором Россия "закрывает глаза" на нарушения прав человека и правление неизменных (десятки лет), по сути - авторитарных режимов, в так называемом "ближнем зарубежье", в обмен, например, на военные базы или безвизовый режим и другие преференции, со всеми вытекающими отсюда последствиями, для первой...

Кроме того, нельзя не учитывать природы российского государственного капитализма, который по сути является антиподом даже таких понятий, как: "братские" или "справедливые" отношения, например, что существенно мешает - именно России, которая пожинает плоды хищнических аппетитов собственных госкорпораций, по сути по всему периметру Российской Федерации...

И ещё. Современная Россия не в полной мере способна учитывать современную расстановку политико-экономических сил в мире (уповая исключительно на военную силу), нередко игнорирует политическое мнение своих ближайших соседей - стран СНГ, а также, совершенно не считается с мнением и чаяниями (как и в самой России) её жителей...

И последнее. А почему США и другие страны Запада, вообще, привлекательнее, для многих стран СНГ и, в конце-концов – сильнее России?
Видимо, всё же потому, что в этих странах на первом месте... её гражданин: он же избиратель, он же плательщик налогов и так далее. Именно этого нет, ни в современной России, ни тем более, в странах с которыми Россия в: СНГ, ОДКБ, ТС и прочих постсоветских образованиях.
Так или иначе, очевидно, что России становится всё труднее искать и находить "друзей" против США и Запада, а точнее против цивилизации, соревнование с которой СССР-Россия – проиграла-проигрывает, увы...

    

Сова.
01 23:38

Российская дипломатия все эти годы вела себя не совсем адекватно на Южном Кавказе,и всегда "шла"в хвосте событий,-всего лишь"реагировала"и никакой активности в плане"превентивного воздействия"она не проводила.Автор статьи не дает каких либо нормальных рекомендаций,-так что и он умозрительно "реагирует" на события- не более того.За последние 20 с лишним лет после развала СССР,Россия так и не смогла выработать конкретную реальную политику для Закавказья.Кстати,почему то и автор этой статьи пользуется чужой терминологией-Южный Кавказ.Жаль,что автор не смог также должным образом освятить роль и значение российского акта принуждения Грузии к миру в 2008г.Этот акт принуждения предотвратило нападение Азербайджана на Нагорный Карабах,что в свою очередь-предотвратила войну между Арменией и Азербайджаном,куда неизбежно были бы втянуты Турция(НАТО),Иран,Россия(ОДКБ).Автор также не говорит о том,что имея военную базу в Армении,Россия продала модернизированные С-300 Азербайджану,который всегда тянулся к Турции и США.Где логика? И наконец,автор специально "усиливает" фактор"Раффи",хотя никакого фактора "Раффи" в Армении нет,там есть фактор"Против всех"и фактор"Устали так жить".Но это особый разговор.Россия старалась держать паритет между странами Закавказья,за двадцать с лишним лет так и не поняв,что надо поддерживать друзей,а не играть в какие то игры толерантности.Вот пока российская дипломатия все эти годы занималась ерундой,туда внедрились и активно работали другие парни из США и ЕС.Как говорится,свято место...Что можно рекомендовать:1-Более активно работать в Армении как в плоскости экономической,так и,что особенно сейчас актуально,в плоскости  гуманитарных проектов;2-С Грузией ни в коем случае не уступать в вопросах Абхазии и Ю.Осетии,но развивать отношения в экономической плоскости(особенно важно открытие ЖД через Абхазию-Грузию в Армению,тем более,что это единое РЖД);3-Серьезно развивать гуманитарные и даже экономические отношения с НКР,не боясь реакции Азербайджана,-тем самым всегда можно держать Азербайджан на короткой привязи;4-Усиливать 102-ВБ РФ,и взять под совместное управление аэропорт г.Степанакерта,иначе туда влезут американцы;5-Когда то на границе с Ираном,в 1828 году русские(Россия) построили город Карягин,который в 1959 году власти Азерб.ССР переименовали в г.Физули.Ныне этот город-пустырь,разрушенный полностью войной,там можно разместить военную базу РФ,это на границе с Ираном.Реализовав только лишь эти и некоторые другие практическо-политические шаги Россия сможет влиять на события в странах Закавказья,и быть уверенными в том,что там все под контролем.Боже,храни Россию!

Александр Мясникян
02 10:22

Сове
Да, действительно операция принуждения к миру 2008 остудила многие горячие головы в Закавказье и вокруг него (в частности Азербайджан)в этом российская политика действительно сработала виртуозно и достаточно превентивно. В этом контексте недавно проведенные Россией неподалеку от нас широкомасштабные военные учения думается также несут аналогичный мессидж очередным (опять тем же?) явно перегретым головам.Насчет фактора "против всех" не совсем согласен, в таком случае народ бы просто выбраковывал бюллетени,но он не делал этого... скорее всего есть фактор "устали так жить" и как следствие фактор связывания надежд с Раффи, который, увы, не тот лидер, который способен во первых прочувствовать духовно, во вторых проанализировать исторически единственно верный путь армянского народа-формирование Раффи проходило на Западе,да, он очень хорошо сможет отстаивать права человека, борьбу с коррупцией и пр. и т.п. И хвала ему за это, кстати. Но, практика показывает, что подобного рода политические деятели (в основном протестантского толка)будучи  отличными менеджерами на уровне отстаивания прав и свобод общества, почти неизбежно несостоятельны на уровне топ-менеджмента, когда судьба их возносит на высший политический олимп. Мы ведь не дети и понимаем что в мире идет жесткая борьба за сферы влияния и идет жесткая борьба между двумя основными идеями видения миропорядка: идеей гегемонии и идеей многополярного мира.И мы уже знаем какие именно страны и политические образования ратуют за ту или другую модель.В плане Раффи ответ по моему очевиден, тут уж нашему обществу решать что лучше-получить полный пакет либеральных ценностей от Раффи и раствориться в всеобщем мировом либеральном океане (который при всей кажущейся "демократичности" на самом деле есть жесточайший контроль всего и вся)или сбросив ярмо клановой олигархической системы бездумно в сребролюбивом ослеплении душащей собственный же армянский народ все же остаться в русле нашей восточной традиционной духовности, армянской национальной самобытности и вместе с братской Россией, со стоящими на этой же платформе сильной национальной государственности русскими,  поддерживая идею многополярного мира создав мощный политико-экономический  союз с Россией встречать все вызовы стремительно усложняющегося мира.Трансформация политической системы Армении ни в коем случае не должна решаться революционно, враги Армении только и ждут этой смуты, верховный главнокомандующий Армении будучи патриотом своей страны должен опереться на здоровые силы в своем обществе и в своем окружении (а они есть и там, нельзя всех огульно грести под одну гребенку)и в кратчайшие сроки протянуть руку помощи собственному народу-он также должен обратиться за помощью к тем силам современной России которые строят и заинтересованы в строительстве сильной русской государственности, этот по- настоящему патриотический ресурс русского народа,который реально есть в России прекрасно осведомлен и об уроках истории и о том, кто является истинными союзниками России никогда не откажет дружественной Армении в помощи. Просто нужна политическая воля нашего руководства сделать этот шаг, не боясь данных когда-то "мужских слов покровительства тем или иным олигархическим кланам",которые итак уже с лихвой набили себе пузо, пора дать мужское слово своему своему собственному народу вставшему на краю оранжевой пропасти, народу который вот-вот будет уловлен либеральными волками в овечьей шкуре....              

student
02 10:50

Азиат
01 23:21
"А почему США и другие страны Запада, вообще, привлекательнее, для многих стран СНГ и, в конце-концов – сильнее России? "
----------------
ПОТОМУ, ЧТО  БЕЗЗАКОННОЕ ОБЩЕСТВО РАЗДАВЛЕНО ПОСТЫДНЫМ ( И ПОТОМУ- СКРЫВАЕМЫМ) ОЩУЩЕНИЕМ СВОЕГО УБОЖЕСТВА.

1-Потрясает презрение и ненависть народа к законности и порядку.
Начиная от личных отношений, и заканчивая государственными.
Подавляющее большинство русских воспринимает гос. власть, как право полного произвола и беззакония для господствующей политической группировки.
( " Нам нужен барин добрый и справедливый- но пусть будет он ИМЕННО ЦАРЁМ И БАРИНОМ").

2-Чем же после этого может быть вообще любая власть, как не "оккупационным режимом"?  Русский народ просто не позволит ей быть ни чем иным.

3- Один из английских посланников при дворе Ивана Грозного писал:"Когда смотришь на русских- не понимаешь, их грубость и бесчеловечность в личных отношениях- следствие тирании ?
Или наоборот, тирания -следствие состояния их душ ?"
ТО, ЧТО БЫЛО ВИДНО АНГЛИЧАНАМ 500 ЛЕТ НАЗАД- СКРЫТО ОТ РУССКОГО НАРОДА И СЕЙЧАС.


Совет
02 13:10

Кавказ и Азия находятся еще в феодализме, поэтому ужимки и прыжки российских дипломатов их не убеждают. Сила - основной аргумент. США его предъявили,а Россия все пытается достучаться ...

Ирху
02 15:03

Александру Мяскикяну на "Южный Кавказ должен держаться России"
Не надо вам заявлять от имени всего Южного Кавказа. Лучше напишите: "Армения должна держаться России".

Александр Мясникян
02 19:14

Уважаемому Ирху. Для начала определимся с тем, откуда Вы. Если не с Кавказа вообще, и южного в частности, тогда тему вообще обсуждать не стоит-не потому что я страдаю высокомерием, а потому что тема Вам будет попросту непонятна, а если с Кавказа (возможно его восточной стороны в частности) и тем не менее против того, чтобы он держался России, то я с удовольствием постараюсь очень аргументированно показать почему России стоит держаться все же всем на Кавказе без исключения. Вы только ответьте мне и приведите конкретные доводы против,а я вам постараюсь контр-аргументацию дать. Смелее уважаемый Ирху, мы пока еще не в окопах))

Азиату
02 22:46

Ага-неотесанный грубый жестокий русский и остальные все прилизанные, такие гуманные добрячки, разводящие инквизиторские костры, ведущие бесконечные интриги и войны, лицемерные и циничные, когда можно безнаказанно проявить эти качества.
Как раз запад и бездуховен, и безэмоционален.

Про
03 1:12

Уважаемому Александру Мясникяну.

Я мало знаком с внутренней ситуацией в Армении. Но, исходя из того, что Вы описали про Раффи, у меня сложилось впечатление и предположение на сходство в этом аспекте с Грузией. - О том, что вот такой Раффи, это потенциально - "Саакашвили". Во всём формате и вытекающими аналогичными последствиями в перспективе.

Александр Мясникян
03 18:28

Здравствуйте уважаемый Про, спасибо за вопрос
Прежде чем на него ответить, мне хотелось бы сделать небольшое отступление от темы. Феномены оранжевых и всяких прочих революций возможны только там, где есть подходящая для этого почва. Эта почва называется: правовой произвол, коррумпированность судебной системы, контроль материальных ценностей клановыми сообществами/семьями, монополизация экономики и бизнес- деятельности в руках тех же кланов, со сдвигом ее в сторону импорта уже произведенных где-то в других странах товаров (зачастую низкого качества) и как следствие ограбление собственного населения за счет удвоения, утроения цен на импортированные товары, блокирование торгашами-монополистами любых попыток возрождения национального производства как угрозы беспрепятственного ввоза произведенных в других странах товаров и обогащения “из воздуха” ничего не производя и не создавая рабочих мест,  удушение малейшей конкуренции и попытки к независимой деловой деятельности, уход крупных кланов “в тень” и сокрытие налогов от казны, в то же самое время тягчайшее налогообложение среднего класса, рядовых предпринимателей. Перечень можно продолжать, уверен Вы уловили суть того, что называется благоприятной почвой для оранжевых и прочих революций. Теперь о тех, кто создают эту почву. Эти люди напрочь лишены какого бы ни было патриотизма, это паразиты жирующие на данной территории, где им удается делать деньги-для многих из нас эта территория называется Родиной (для честных русских это святая Русь, для честных армян-это Мать Армения). Для сребролюбивых гадов же которые на протяжении последних 20 лет грабили собственный народ это территория, где подобно саранче можно уничтожив все живое лететь дальше. Что они и делают вкладывая награбленное в разные там европейские и американские банки, производства и пр.
Хуже всего когда эти гады проползают во власть и начинают себя позиционировать в виде патриотов и единственной надежды президента, правящей партии и т.д. Очень часто им удается пустить пыль в глаза даже первым лицам государства….Очень часто они гордо называют себя “мы команда президента”- на деле дискредитируя первое лицо государства прежде всего и в первую очередь. А ограбление народа продолжается, а обнищание народа продолжается, озлобление народа растет- а первые лица государства остаются в сладком неведении надев “розовые очки”, ведь придворная камарилья прямо повинная в подобном произволе (так как именно они и представляют эти антинациональные кланы) убаюкивают первых лиц государства, рисуя радужные картины, а иногда и косвенно намекая мол, на чьи деньги ты пришел мол, к власти, долг мол, платежом красен….Все это происходит на восточных территориях уважаемый Про. И все это на руку определенным мировым кругам , злейшим врагам многополярности, вековым заговорщикам, веками же рвущимся к мировому господству и тотальной невиданной диктатуре, которые внимательно наблюдая за градусом накапливаемого недовольства в странах постсоветского периода и ближнего востока дают отмашку на появление феномена оранжевых революций. Обычно лидеры, которые возглавляют эти движения должны иметь на руках мощную фактическую базу вопиющих нарушений прав человека в т.ч. праве на труд и достойное вознаграждения за него, чтобы заручиться поддержкой народа-эту аргументацию своими антинациональными действиями предоставляют вольно или невольно именно эти сребролюбивые хищники монополисты и торгаши ослепленные жаждой наживы, а так как последние всегда технично примазываются к власти, то оранжевым лидерам всего лишь 10 минут митингового времени хватит, чтобы отождествить последних с властными структурами и направить ярость толпы на первых лиц государства, а значит на слом существующего политического курса  и призвать народ к революции (оранжевой или белых роз уже не имеет значения). Народ конечно этого не понимает, народ влюбленными глазами смотрит на режущих правду-матку оранжевых лидеров. Народ послушно идет голосовать за этих новоявленных “прометеев” цветных революций, ведь они действительно говорят правду! Обыватель ведь на собственной шкуре убеждается каждый день в том, как с ним поступают те, с характеристики которых начался наш разговор. И вот достигнув успеха тактически, дав народу “хлеба и зрелищ” посредством приведения во власть либерастов-оранжевых, мировая закулиса приступает к осуществлению стратегических целей выгодных лишь только ей самой и о которых народу можно только догадываться…Интересно, что ВСЕ без исключения лидеры оранжевых революций начинают свою политическую деятельность с конфронтации с вековыми идеями и принципами восточной цивилизации, с мировоззрением нашей части земного шара направленного на интегрирование в Россией, друг с другом, самобытность, духовность и т.п. Либеральная же модель, этот тусклый и блеклый культурно-социально-политический уни-секс вакханалии самых причудливых человеческих заблуждений называемыми свободой волеизявления и свободой личности, где все отчуждены друг от друга и разобщены собственной же безидейностью, а поэтому легко управляемы глобально узкой группой лиц мировых вершителей судеб, наоборот насаждается оранжевыми самым активным образом-причем первые набившие оскомину клише это права человека, свобода, равенство, братство и т.д. Но самый основной враг это не оранжевые, нет-самый основной враг это та недалекая (?) от собственной жадности пятая колонна внутренних врагов-чиновников казнокрадов, монополистов кровопийц собственного народа, это благодаря их “стараниям” озлобляются населения целых стран и подставляются первые лица государства, а значит подставляется под удар внешних сил политическая модель независимого функционирования данного государства. Это их “стараниями” и в результате  их нечеловеческой жадности на голову целых народов навлекаются бедствия в виде напастей и угроз либеральных революций и происходит потеря стратегической самоидентификации целых регионов и стран. Это именно эти гады, подобно крысам с тонущего корабля после начала гражданского противостояния в собственной стране к которому приводит адское дыхание оранжевых революций, именно эти крысы удирают первыми теша себя мыслью о безбедной жизни за бугром на миллионы размещенные в европейских и американсих банках. Вот с кого нужно начинать чистку пока не поздно, вот кого нашим национальным лидерам нужно выводить на чистую воду прежде всего!Каленым железом выводить их надо пока это пламя оранжевого безумия не перекинулось к нам. Тогда никаким оранжевым и сербурмалиновым, хуже голубым, никогда в жизни не удасться придти и завладеть народами нашими.

Александр Мясникян
03 19:48

Уважаемому ПРО

Теперь по поводу Раффи….. Он правильно использует фактическую базу- которая действительно свидетельствует о том, что, увы, в Армении есть коррупция, есть средневековое  отношение феодала к вассалу т.е. нуворишей зачастую малообразованных к собственному народу, обедневшему, но зачастую все -же достаточно умному (хотя бы житейски)  нет инвестиций, нет рабочих мест, есть огромный отток населения, а также есть огромные суммы сконцентрированные в руках кланов и эти суммы почему то не вкладываются в отечественную реальную экономику, есть поборы населения так или иначе, но они есть. Раффи правильно говорит, что руководство Армении все же упустило из виду важнейший момент, когда ради благополучия нескольких десятков богатейших семей -кланов был вынужден страдать целый народ. Это правда и Раффи о ней говорит громко…и народ его слышит более того, он уже связывает с ним надежды. Раффи интеллектуально грамотный человек, информированно-образованный человек, он своеобразный патриот своего народа, немного экзальтированно патриотичен правда и склонен к эпатажности, но все таки думается он хочет остаться в истории армянского народа как лидер разрушивший криминально-коррупционную систему, он очень этого хочет- он впечатлительный и эмоциональный человек и ему не все равно, что о нем будут думать потомки. Он немного позер в хорошем смысле этого слова и несколько театрален, хитер на бытовом уровне. Все это так и грешить против правды нельзя. Но чем опасен Раффи, опасен стратегически для нашей страны. Слабая сторона Раффи это его недостаточная  духовная мудрость (не путать с бездуховностью, Раффи достаточно религиозен,кстати) и недостаточная духовная же искушенность и знание исторических особенностей нашего региона, он родился во Фресно, Калифорния, учился там же, да еще вроде в Массачуссестсе в Тафтском универе и еще вроде где-то-одним словом он американец, потомок армян чудом выживших после геноцида проведенного турками в 1915 г.-склад его личности это образ человека, который хочет сделать что-то доброе и хорошее для своего чудом выжившего народа, явившись  к нему как в сказке какой -то доброй, этаким добрым молодцем убивающем Кащея (Кащей в данном случае наша действительно прогнившая комарилья олигархов-кровососов и бандюг пролезших во власть)-и в ответ он ждет обожания, он очень хочет остаться в истории. Как всякому американцу ему свойственнен протестантский образ мышления-вот это хорошо, а вот это плохо и баста. Нет глубины и мудрости характерной для настоящего политика и повторю еще раз он не знает особенностей региона он не знает важность исторических игроков нашего региона и не понимает важности исторического пути Армении. Иногда в пылу популистической риторики он рубит сплеча по вопросам, которые наоборот требуют осторожного и взвешенного подхода. Иногда он копирует Рейгана в плане театральности при работе на публику. Он не видит той опасности которая стоит за бездумным присоединением/следованием за миром либеральных ценностей. Вот он например свято верит в то, что после того как будет разогнана бандократия наступит всеобщее благоденствие. Что нужно будет делать дальше он представляет смутно. Нет двигателя-духовной мудрости свойственной настоящему лидеру. Нетрудно догадаться что при такой духовной и исторической слепоте, очень быстро он может оказаться под воздействием сил (скорее всего незаметно для самого себя) деятельность которых не будет отвечать стратегическим интересам Армении и России. Я не могу сказать точно инспирирован ли был его приход этими силами с самого начала, но то что он не сможет проводить независимую политику в качестве лидера страны это однозначно. Ему потребуются инвестиции для возрождения экономики  захочет он того или нет, но он будет брать их в Америке, дальше уже все понятно думаю. Теперь в сравнении с Саакашвили……Он хитрее Саакашвили и умнее, и из-за этого- что он не будет лезть так явно на рожон, да и с галстуком в прямом эфире опять же не получится…..   Раффи более самобытный национальный лидер желающий угодить своему народу и остаться в истории-Саакашвили же попугай надевший джинсы и старательно подделывающийся под техасский акцент. И то и другое несерьезно для наших древних и традиционных народов. НО: на то и щука в море, чтобы карась не дремал! Имеющие уши да услышат!

Про
04 4:09

Уважаемому Александру Мясникяну.

Я ведь не просто, из любопытства, спросил о сравнении Раффи и Саакашвили, Грузии и Армении. - «Белые розы» выступили тут же, после переизбрания Шеварнадзе на пост президента. В Армении переизбрание состоялось сейчас. Потенциальное сходство в плане ведения внешней и внутренней политике у обозначенных персон велико, оно – прозападное. Цитата из  вашего поста: «И то и другое несерьезно для наших древних и традиционных народов». – Но, в Грузии, ведь, эта несерьёзность состоялась! Достаточного порядка в настоящее время не наблюдается не только на пост-советском пространстве, но, и во многих странах и регионах мира. Сегодняшняя ситуация в Армении, несколько отлична от той, что была в Грузии, в тот период, - в части отношения к РФ. Раффи, что-то высказывал об отношениях Армении с РФ, расширениях союзничества с ней?
Насколько разобщён народ Армении, как велики расхождения в правильности выбранного пути и общественного строя? – В РФ единства – нет, и на горизонте не просматривается. Народ течёт по течению, в тупик. Недовольства много, но, оно разнонаправленное, и властьимущих, это не напрягает. У части населения есть желание – вернуть социализм. В этом плане – «Даёшь СССР-2» самым продвинутым течением выступает «Суть времени», во главе, которого стоит С.Е. Кургинян. – Думается, что Вам он известен, - как Вам СЕК, как Вы ЭТО оцениваете?

Александр Мясникян
04 14:20

Уважаемому ПРО,
Спасибо за вопрос. Ну прежде всего по поводу того, что  “…Но, в Грузии, ведь, эта несерьёзность состоялась!..” (Ваша цитата) есть хорошая русская пословица: цыплят по осени считают. Пока еще ничего не состоялось там, мы видим процесс, который кстати не свидетельствует о том, что диманика его положительная, смотрите какое противостояние курсов Саакашвили и премьера идет сейчас…Да и потом, не надо забывать что Запад мощно поддерживая какие-то движения на Украине и Грузии будет делать это всегда. На фоне того жесткого порой грабительского отношения какое Запад демонстрирует к Греции, Португалии, Италии даже, - к давнишним членам ЕС/НАТО у которых и экономика и европ. традиции не в пример выше чем у тех же постсоветских стран с радостью поменявших окрас очень трудно будет гарантировать  постоянную поддержку Западом наших доморощенных “перекрасившихся”. Они нужны западу нестолько из за искреннего желания расцвета там демократии и сотворения экономического чуда, а постольку поскольку их отрыв он восточной цивилизационной модели во главе которой стоит Россия серьезным же образом эту модель ослабит. Давайте будем честными разве сможет Грузия выстраивать независимую экономическую политику самодостаточности в плане выхода на мировые рынки с отвечающей мировым стандартам продукцией? Не имеет значения туризм это, Боржоми или Киндзмараули. Это с нашей то восточной ментальностью и желанием красиво жить причем сразу же и так как в сериалах показывают и желательно без особого напряжения да еще за чужой счет?...Глупости все это. Все то что мы можем предложить давным давно уже существует, а в условиях жесточайшего кризиса и перенасыщенности рынка у них и своего добра навалом никто не берет. Наши постсоветские страны должны быть вместе и создавать вместе свой общий рынок пусть наша продукция будет не такой передовой как в некоторых развитых странах, но на первом этапе это даст нам всем фору быть вместе и выжить заключив общий таможенный союз единое экономическое пространство обязательства по потреблению произведенной продукции друг друга попутно работая над ее качеством и доводя ее до уровня мировых стандартов, мы также можем пробивать для себя новые рынки в Африке, Азии, Южной Америке при правильной ценовой политике, СССР кстати очень много экспортировал, чем мы хуже если будем действовать сообща?-тут поможет научно-техническая база и финансовая база нашего соборного восточно-цивилизационного образования и отсустствие закостенелого негибкого зачастую советского подхода. И мы обязательно сделаем прорыв в науке, производстве, технике, а это повлияет на качество товаров сделает их конкурентоспособными пусть не везде, но все же. Одна голова хорошо, а несколько лучше. Вы могли себе представить в 1975 г. что Китай будет одним из самых “крутых” экспортеров в мире? Вы бы рассмеялись в лицо тому, кто бы вам сказал об этом.
Раффи не так радикально настроен к России как это делал грузинский лидер, я не знаю как, но армяне традиционно ляльны к русским, конечно в области политики на это полагаться нельзя.
Мое личное мнение: на печальных примерах Ющенко, Саакашвили и пр. окрашенных инициаторы цветочных революций подретушировали возможную лексику и категоричность Раффи, сделав его предельно осторожным в плане того что не надо “дразнить медведя” раньше времени….. Раффи по моему мнению из той же колоды “засланцев” но более умный и осторожный . Он встречался с послом РФ в Армении, да он высоко ценил стабилизирующую роль России в регионе в качестве сопредседателя по Карабаху и пр., он также призвал не только Россию но и США к переходу от вертикальных отношений с Арменией к горизонтальным. Но что интересно он сказал: “ Звездный час армяно-российских отношений, а также армяно-американских и армяно-европейских отношений еще впереди” .Но сразу же категорически отказался от участия Армении в Таможенном и Евразийском Союзах.Т.е. смотрите что получается, декларативные ни к чему не обязывающие заявления (не обязывающие прежде всего США))) которые он делает чтобы дипломатично успокоить Россию чередуются с вполне конкретными заявлениями которые не отвечают идее создания общего со славянскими государствами (и Россией в первую очередь) союза Армении и на руку Западу. Он ратует за то, чтобы Армения стала перекрестком цивилизаций, опять же чистая декларативность и дип. прожектерство, но забывает что этого ей никто не позволит сделать да и в одиночку в таком геополитическом окружении будем реалистами сделать это крайне сложно почти невозможно. На определенном этапе армянской истории это удалось сделать одному человеку и великому действительно армянину Гарегину Нжде сокрушившему турецко-троцкистскую военную машину и спасшую становой хребет Армении Зангезур и косвенно Карабах от троцкистско-младотурецких планов. Но Нжде не был засланцем он был национальным героем самобытным и беспредельно преданным Родине Армении. Армяне как всякий древний народ достаточно сложен. Прежде всего в плане различного видения своего будущего и т.д. Но он трудолюбивый и талантливый народ ему крайне необходимо дать возможность трудиться. Ошибка России мне думается в том, что она запоздала с инвестициями в экономику Армении (которые принесли бы колоссальную пользу России в первую очередь!) о трудолюбии и трудовой смекалке армян ходят легенды и это правда. Смотрите Армения находится в ситуации единственного стратегического союзника РФ в регионе а лидером инвестиций в экономику Армении является Франция, только потом идет Россия, а за ней идет Канада. Все это конечно факты, которыми пользуется оппозиция отказываясь от идей ТС, Евразес. Армяне очень быстро консолидируются при внешней угрозе при ситуации когда нации угрожает опасность-тут забываются распри и ошарашенному расчитывающему на быструю победу и перевес противнику реально приходится несладко, иначе армяне не выживали бы на данной территории почти 5.000 лет. Но повторю-армянам нужно дать возможность трудиться тогда от разобщенности не останется и следа. Народ любит свою землю и желает трудиться на ней. О СЕК я слышал, но в детали его позиции не углублялся, мне кажется он слишком эмоционален и вспыльчив по- моему, зачем так громко кричать в прениях посматривая при этом по сторонам следя за производимым подобным шумом эффектом? СССР-2 звучит как то архаично. Нужно больше информации. Не все было однозначно. Национальная политика, например,  проводимая в СССР была ужасной, политика заложения руководством ранних большевиков  мин по типу Карабахской в политические карты союзных респуклик по типу “разделяй и властвуй” являлась ПОДЛОЙ, на которую сам же Союз и напоролся в конечном итоге. В остальном Советский Союз был обещающей структурой, конечно при непременном условии его ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ трансформации и модернизациии его политико-экономической модели и руководства. Но его тупо свалили.      

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

«Прошу исполнить… гимн СССР!»

Возможна ли сегодня между Россией и бывшими соцстранами дружба не за газ и не за нефть?

Столица Ивана Грозного

В этом году исполняется 500 лет со дня основания Александровской Слободы.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Всемирный Русский Народный Собор Интернет-магазин «Политкнига» Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия" Радиостанция "Говорит Москва" Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал "РОДНАЯ ЛАДОГА"
Политком.RU Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Литературная газета Практический журнал для учителя и администрации школы Научное Общество Кавказоведов

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Медитация обязательна
электронная почта: .