895dfac8
v>
 
Центр технологий примирительных процедур Главная
Рассылка новостей

 

17 апреля 2013

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Как российский кинопрокат воспитывает патриотов Америки.
15.04

Как наши СМИ показывает криминал.
12.04

Как Иван Ургант День поэзии отметил.
29.03

К 170-летию со дня рождения писателя.
29.03

К 100-летию со дня рождения писателя Александра Яшина.
27.03

Адаптированных западных проектов на нашем ТВ становится все больше.
26.03

К 85-летию со дня рождения писателя Владимира Чивилихина.
25.03

В этом году исполняется 85 лет ансамблю песни и пляски имени А.В. Александрова.
21.03

Размышления критика после просмотра нашумевшего телеромана
14.03

13 марта – 100 лет со дня рождения С.В. Михалкова.
13.03

26 февраля исполняется 75 лет Александру Проханову
26.02

Десять лет назад умер выдающийся актер Альберто Сорди.
25.02

К 10-летию со дня кончины поэта Юрия Кузнецова.
21.02

Аншлаг на Пушкинском вечере в ЦДЛ.
19.02

Слово на блаженную кончину писателя Леонида Леонтьевича Кокоулина.
15.02


Культура

Не скудеет басами Россия!

Знаменитому певцу Евгению Нестеренко исполнилось 75 лет
Михаил Захарчук
09.01.2013
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте

Он спел 80 партий, из них 53 - ведущих. Больше удалось только Шаляпину. Возможно, поэтому нынче во всём мире Нестеренко называют «вторым Шаляпиным». Зато двадцать одну оперу исполнил на языке оригинала - высота, которую Фёдору Ивановичу взять не удалось.

На сегодняшний день он лучший бас не только в России, но и в мире. Евгений Нестеренко – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Солировал в разное время в Малом оперном театре, Ленинградском Театре оперы и балета, государственном Академическом Большом Театре России. Многажды выступал на всех лучших площадках мира. Как профессор, преподавал в Ленинградской консерватории, Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Венской музыкальной академии.

Евгений Евгеньевич исполнил несколько сотен сольных концертных программ вокальных произведений русских и зарубежных композиторов; русских народных песен, романсов, арий из опер, ораторий, кантат и других произведений для голоса с оркестром, церковных песнопений. Всего за свою творческую карьеру Нестеренко выступил на сцене более 3500 раз, в том числе в 1700 оперных спектаклях и 1800 концертах. У него голос редчайшего великолепия и мощи — от глубочайших басовых низов до баритоновых верхов — голос, который называют "басом планетарного звучания", "голосом века", а самого певца — самым выдающимся басом мира, позволяет ему исполнять огромный по диапазону репертуар. Он записал более 70 пластинок и дисков на отечественных и зарубежных фирмах грамзаписи, в том числе более 20 опер (полностью!), арий, романсов, народных песен.

Партия «Бориса Годунова» в исполнении Нестеренко считается непревзойдённой. Это как эталон метра, хранящийся в предместье Парижа, - на все времена.

Этот певец не знает в мире себе равных по исключительной дикции на любом языке оригинала. Даже если то будет тяжелейший – венгерский язык. У Нестеренко – четыре самых престижных международных премии, включая «Грэмми»; пять самых престижных международных призов, в том числе три золотых диска. Он – лауреат Ленинской премии, кавалер нескольких отечественных орденов, включая орден Ленина, и двух зарубежных государственных наград. Долгие годы был членом худсовета Большого театра и Союзконцерта, совета Московской консерватории, председателем оперной секции Всесоюзного музыкального общества, членом президиума правления Советского фонда культуры, членом правления Ассоциации музыкальных деятелей Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами, членом центральных правлений Общества советско-венгерской дружбы и Общества дружбы СССР–ФРГ. Академик Нестеренко – автор нескольких сотен печатных трудов — книг, статей, интервью.

Когда мы с Евгением Евгеньевичем познакомились, треть столетия тому назад, он не обладал и третью всех перечисленных регалий и наград. Олимпийским летом 1980 года наша Секция зрителей при Всероссийском театральном обществе, в которой я состоял, устроила творческий вечер Нестеренко в Доме актёра имени А. Яблочкиной. Певец прибыл вместе с женой Екатериной Дмитриевной. Она с материнской, даже не супружеской, заботой опекала каждый шаг своего «Женечки». Мы с девчатами из бригады Большого театра в это время готовили фуршетный стол в большой гримуборной. Дурачась, я пародировал вокальную разминку Нестеренко, которую удалось подслушать. То, что я изображал голосом, на письме передать невозможно. А потому девчата очень веселились. И вдруг их лица стали каменными. Оборачиваюсь - на пороге супруги: гневная Екатерина Дмитриевна и сконфужено улыбающийся Евгений Евгеньевич. Описать то моё состояние тоже нельзя. Весь вечер я чувствовал себя словно голым и побитым. Однако под занавес встречи Евгений Евгеньевич отвел меня в сторонку и поинтересовался:

- Скажите, Михаил, а вам никогда не приходило в голову серьезно заняться пением?

Второй раз за вечер я испытал состояние рыбы, выброшенной на сушу. Но, помнится, промямлил что-то относительно собственного возраста, моего капитанского звания, службы в «Красной звезде» и двоих детей. А главное: я ведь даже нотной грамоте не обучен!

- Между тем у вас есть определенные данные и их можно было бы развить. Правда, пришлось бы много работать. Но я ведь тоже не транзитом после школы попал в консерваторию. И в военном училище учился, и потом инженерно-строительный институт закончил, и несколько лет прорабом поработал. Так что было бы у человека желание, а достичь всего можно. В любом случае приходите завтра ко мне домой на Фрунзенскую набережную. Давно мечтаю выступить в «Красной звезде» - газете, которую с пелёнок знаю…

Здесь мне придётся опустить в целях экономии места очень многие приятные для меня во всех отношениях подробности и визита к певцу, и нашей длительной дальнейшей совместной работы, и того, как я дико извинялся перед Екатериной Дмитриевной, и как она меня, смеясь, простила, и как потом всегда поила чаем…

Главным было одно, что в военной газете появилось почти на полосу выступление Нестеренко. А это для его семьи очень важно.

Его отец был обычным армейским офицером со всеми вытекающими отсюда последствиями - дальними гарнизонами, предельной занятостью по службе.

И, тем не менее, человеком, любящим музыку, литературу, искусство вообще, певец стал именно потому, что так воспитывали его родители - Евгений Никифорович и Екатерина Степановна Нестеренко.

Отец прошёл всю войну, дрался на многих фронтах - в том числе под Сталинградом. Мать ждала его беззаветно, сумев в неимоверно тяжких условиях сохранить жизнь детям. Наградой ей, скромной учительнице, было возвращение мужа с войны - живым и невредимым.

«Когда отец поступил в бронетанковую академию, мы жили в узенькой, как пенал, комнатке одной из московских коммуналок, - вспоминал Нестеренко. - «Грыз науку» папа неистово, пропадая в академии целыми днями напролет. Но как мы ждали его по вечерам! Вдвоём с матерью они читали в лицах пьесы русских и зарубежных драматургов, декламировали стихи. Часто папа снимал со стены гитару. Тогда я впервые услышал знаменитую «В землянке» - «Бьется в тесной печурке огонь...» Отец рассказывал, как приехала к ним на передовую бригада артистов и один из них спел эту песню. Красноармейцы и командиры просили её повторить ещё и ещё, пока не запомнили мелодию, а слова записывали на клочках бумаги для самокруток. А сколько других песен я услышал от отца - советских песен, русских народных. Хотя папа и не обладал сколь-нибудь заметными вокальными данными, зато он прекрасно понимал: ничто так не облагораживает душу человека, как музыка.

Когда мы переезжали к новому месту службы и поселялись в очередной казенной квартире, мать с отцом первым делом устанавливали этажерку для книг и определяли место для патефона с внушительным набором пластинок. Потом, священнодействуя, расставляли по местам томик за томиком, диск за диском, а мы с сестрой им помогали.

В нашей скромной семейной библиотеке была книга «Дни и годы П.И. Чайковского», которую отец подарил маме перед самой войной. Едва научившись читать, я подолгу перелистывал её, еще слабо понимая содержание, но раз и навсегда усвоив, что Чайковский - это что-то великое и светлое, если о нём с таким восхищением говорят родители.

Позднее, повзрослев, я навсегда полюбил его сочинения. Но мог ли тогда даже предположить, что пройдет время - и на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского мне будет присуждена золотая медаль лауреата?

Лет в двенадцать (к тому времени мы оказались в Челябинске) я получил возможность серьезно заниматься музыкой. Но, проучившись два года, забросил упражняться на фортепиано. Ни отец, ни мать не стали меня принуждать насильно, от чего, я теперь понимаю, врожденная тяга к музыке была сохранена во мне. Потом меня снова потянуло к инструменту, я стал заниматься самостоятельно, начал пробовать робко пробивающийся басок. И здесь родительский такт сыграл немаловажную роль: отец и мать не восторгались проклюнувшимися способностями их чада, а если и поощряли мои занятия, то ни я сам, ни окружающие того не замечали.

Не могу с благодарностью не вспомнить еще один источник моих музыкальных привязанностей - военный духовой оркестр. Будучи начальником военного училища, отец, что называется, лелеял и пестовал оркестр. Во многом благодаря папиным заботам и стараниям музыкальный коллектив жил и развивался, пополняя репертуар интересными, порой редко исполняемыми произведениями. О популярных маршах и вальсах говорить не приходится, но именно на концертах училищного оркестра услышал я впервые произведения Обера и Гуно, Глинки и Мусоргского.

Когда кто-нибудь из курсантов, молодых офицеров или нас, детей, говорил, что не смог понять какое-то произведение, отец всегда советовал: послушай еще раз, перечитай снова, подумай - и ты все поймёшь.

Музыка, стихи, проза, живопись - все это создается для самых обыкновенных людей. Надо только дать себе труд вдуматься, о чём хотели тебе сказать творцы.

И так же поступали сами мои родители: они вовсе не считали себя знатоками культуры. Просто они не хотели и не могли – это стремление свойственно, думаю, всем интеллигентным людям - замыкаться в рамках сиюминутных житейских забот.

Почему я так долго и подробно вспоминаю обо всем этом? Потому что каждая семья, по моему твердому убеждению, должна, прежде всего, заботиться об эстетическом воспитании своего подрастающего поколения. Эту величайшую обязанность нельзя перекладывать ни на ясли, ни на детсады, ни на школу, ни на какие иные учебные заведения. Только в семье можно и должно выращивать людей интеллигентных, образованных, культурных».

Стоит ли говорить о том, что выступление Нестеренко в «Красной звезде» имело оглушительный успех. Ему пачками приходили письма, и я их доставлял в Большой театр, на Фрунзенскую. Встречи и беседы с Евгением Евгеньевичем стали для меня великолепным музыкальным факультетом. Он врожденный педагог. Будучи всего лишь на десять лет старше меня, он уже тогда виделся мне умудренным опытом музыкальным академиком. Очень много преподавал. И при этом много сил отдавал воспитанию сына Максима, хотя и жаловался, что так редко с ним бывает. «Не поверите, - говорил он мне, - но я собрал Максику библиотеку ещё задолго до его рождения. Думал так: Достоевский нужен, полный Пушкин - обязательно, «Илиада» Гомера, Гоголь, ну и так далее... Потом когда мальчик подрос, я увидел, что его больше интересует рисование. Насильно в оперу, даже на свои спектакли, не водил, чтобы не вызвать отвращения к серьёзной музыке. Родитель ни в чём не должен быть деспотом своему чаду. Маленький, но человек. Так воспитывали меня». (Ныне Макс - художник-график, член Союза художников России, работает креативным директором дизайнерской фирмы, преподает в московском филиале Британской высшей школы дизайна).

Сегодня Евгений Нестеренко считается лучшим исполнителем произведений М.П. Мусоргского.

Это любимый композитор певца с консерваторской скамьи. Нестеренко стоял у истоков создания Дома-музея Модеста Петровича в городе Кареве-Наумове Псковской области. Он добился открытия первого в истории памятника великому композитору на Каревском холме, неподалеку от его родной усадьбы. Вместе с великолукским писателем Н.С. Новиковым, Нестеренко написал удивительную книгу о Мусоргском, как наиболее русском сочинителе музыки. Сердечная дружба долгие годы связывает Евгения Евгеньевича с Музеем-заповедником "Пушкинские Горы" на Псковщине и с Музеем М. И. Глинки в селе Новоспасском в Смоленской области, с Домом-музеем Ф. И. Шаляпина в Москве. В этих музеях Е.Е. Нестеренко неоднократно давал шефские концерты. Он - первый исполнитель многих произведений Д. Шостаковича и Г. Свиридова. Дмитрий Дмитриевич называл певца "достойным продолжателем новаторских традиций русской вокальной школы". Георгий Васильевич посвятил Нестеренко три произведения: "Петербургскую песенку", "Папиросники" и "Когда невзначай в воскресенье...".

Важнейшим творческим достижением певца стало создание, совместно с В.Н. Мининым и его камерным хором, первой в стране концертной программы православной духовной музыки.

Она исполнялась сначала на закрытых концертах, на гастролях в Италии в сентябре 1983 года, а затем, в январе и феврале 1984 года, в Больших залах Ленинградской филармонии и Московской консерватории. В июне — июле того же года эта программа была записана на грампластинку в Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Участие в концерте после торжественного заседания в Большом театре, посвященного 1000-летию Крещения Руси, стало логическим и счастливым завершением этого прекрасного периода творческой жизни певца – 32-летней службы Большому театру.

После смерти своего учителя на основании 16 общих тетрадей с записями о занятиях, которые вел В. Луканин, его заметок, рукописей, опубликованных статей и конспектов выступлений, Е. Е. Нестеренко как редактор-составитель выпустил книгу (по существу — учебник пения) "Мой метод работы с певцами". Переработанная и расширенная, она вышла под названием "Обучение и воспитание молодого певца". Сам Нестеренко написал монументальный труд "Размышления о профессии". Эти книги стали значительным вкладом в методику современной российской музыкальной педагогики. 

Специально для Столетия



Комментарии


Татьяна
09.01.2013 17:15

А по ящику хоть бы раз дали возможность послушать этот удивительный голос.

Наталья
09.01.2013 18:26

Как же всем нам повезло, что Нестеренко наш современник. И автор пишет в настоящем времени , а не как у нас принято : человека восхвалять и превозносить уже в прошедшем времени. Долгих лет жизни и здоровья знаменитому  певцу России и автору этой статьи !!!

Виктор Андрусов
09.01.2013 20:39

Всякий раз, читая статьи М.Захарчука, восхищаюсь его мастерством интересного, захвытывающего изложения фактов. А главное подкупает его непосредственное участие в описываемых событиях. И когда он только успевал в прошлом встречаться с выдающимися личностями? Михаил обладает особым чутьём, умением предвидеть, что эти встречи послужат хорошим материалом будущих публикаций.  И он теперь воплощает свои задумки, удивляя нас...

Вячеслав Воронков
09.01.2013 21:21

Классная публикация! Знаю автора и поражен деликатностью, трепетностью и какой-то особой нежностью в изложении далеко не простого материала, в котором за 75 лет - тонны фактажа. Такие публикации имеют особенное свойство - они нужны всем - современникам, молодежи, ветеранам

Вятский инженер
09.01.2013 21:49

В 1969 году имел счастье слушать Евгения Нестеренко, тогда ещё нетитулованного, просто "лауреата международного конкурса", в Ленинграде, в "Фаусте". Евгений Евгеньевич блестяще исполнил партию Мефистофеля.
Великого оперного певца - с Днем рождения! Доброго здоровья и многолетия!

Владимир
09.01.2013 22:07

Замечательная публикация. Умеет Михаил Захарчук без всякого водоизлияния показать своего героя, как сейчас говорит молодёжь, в формате 4D. И биография, и характер, и великий дар маэстро выписаны всесторонне с ненавязчивой убедительностью. В сознании само собой прорастает чувство гордости за столь значимое достояние национальной культуры, как непревзойдённый Евгений Нестеренко.

вероника корсакова, свердловская область.
10.01.2013 10:44

В Евгении Нестеренко прекрасно все: конечно, в первую очередь его огромный талант - планетарной величины, его незаурядные личностные качества, его роскошные внешние данные, удивительно добрый проницательный взгляд, даже мелочи жизни, которыми он себя окружает . Влияние его искусства безгранично, талант, кажется, неисчерпаем. То, что сделано Евгением Евгеньевичем, оценить невозможно: это огромный пласт Российской культуры и оперного искусства. Многие певцы, рассказывая о своей работе над ролью, говорят, что оперные герои словно поселяются рядом с ними. Походка случайного прохожего на улице может подсказать, как выйти на сцену, смех друга – желаемую манеру улыбаться. Роль – это жизнь, считает Евгений Нестеренко. А его любимая роль – Борис Годунов. Впервые он выступил с этой партией в Гданьске, причем костюм, который он надевал, принадлежал Федору Ивановичу Шаляпину. Для певца это был словно знак судьбы, жест благоволящей музы, - ведь Шаляпин всегда был кумиром Евгения Нестеренко. Позже у артиста появился свой костюм царя Бориса, - он сшит из натуральной парчи, из того материала, который специально предназначался для церковного облачения. И, конечно, среди несметного множества призов и премий, которыми награжден певец, есть одна, которую ему вручили «как одному из величайших «Борисов» всех времен». Это медаль «Золотой Виотти», которую певец получил в итальянском городе Верчелли. А вот в Баден-Бадене не сочли нужным отмечать какую-то одну роль Нестеренко. Здесь в 1992-м году ему присудили приз имени Вильгельма Фуртвенглера - «как одному из величайших басов нашего столетия». Блестящий французский критик и ученый Ромен Роллан однажды отметил, что личность «человека искусства» кажется еще волшебнее, если о ней сообщают подробности повседневного быта. Ведь совершенно непостижимо сочетание выдающегося голоса и обыкновенных, свойственных многим, привычек. Правда, у Евгения Нестеренко и привычки не совсем обыкновенные – например, он коллекционирует чай разных сортов. А вот его секрет успеха, который он поведал прошедшим летом участникам конкурса Чайковского: нужно поменьше болтаться в коридорах театров и консерваторий, меньше спать и меньше смотреть телевизор.«Вообще, любовь, как высшее состояние духа человека, это основная движущая сила и основное качество человека, которое его человеком и делает», - считает артист.
Автору статьи поклон за кропотливую работу. Спасибо, Михаил Александрович, что несете свет культуры для россиян, для нас российской провинции. А читателям предлагаю слушать радио «Орфей», где Нестеренко звучит практически ежедневно.


Олег
10.01.2013 11:24

Перо мастера о мастере!

Анатолий
10.01.2013 12:37

Спасибо Интернет - газете и Михаилу  Захарчуку, что откликнулись на юбилей всемирно известного певца Евгения Нестеренко. В простой доходчивой форме автор рассказал об этом замечательном человеке, проследил этапы его творческого пути. Думаю, что материал будет полезен для широкого круга пользователей Интернета, особенно молодежи, которой подчас не хватает такой информации. Хотелось бы чаще читать подобные статьи о деятелях культуры, которые радуют душу, вызываю гордость за нашу страну.      

Михаил
10.01.2013 13:42

Из всех отечественных СМИ лишь "Столетие" посвятило великому русскому певцу большой материал. Остальные почти все СМИ, включая пошлое ТВ, как воды в рот набрали. Лишь четыре издания сообщили, что певца поздравил Медведев. Всё. Позор и срам на всю Европу и даже на весь мир нашим гнилым и жадным СМИ!

Дмитрий Изборский
10.01.2013 13:59

а судя по нашему ТВ, в России кроме её "золотого голоса" и певца всех времен и народов Кобзона никого нет! Ну разве что Бабкина. Я вот к стыду своему про Нестренко ничего не слышал ;-(

Валерий
10.01.2013 15:02

Что сказать? Написано классно! О многом я узнал только после прочтения. Спасибо, Миша! Мы и сегодня у тебя учимся.

Николай К.
10.01.2013 18:51

Большое пролетарское спасибо Михаилу Александровичу Захарчуку за очередной очерк о нашем замечательном соотечественнике. Нестеренко - уникальный талант, и любые эпитеты о такой личности не кажутся чрезмерными. А "Столетию" - низкий поклон за талантливых авторов, творчеству которых оно дает зеленую улицу, радуя читателей.  

Марина Васильевна
30.01.2013 0:46

Даже если бы я не любила Евгения Нестеренко или вовсе не знала его, всё равно с интересом бы прочла статью Михаила Захарчука - так мастерски она написана. А являясь поклонницей певца, тем более получила удовольстие от прочтения этого материала.
Уважаемый Михаил, понятно, что Вам в жизни довелось (и даже посчастливилось) общаться со многими интересными людьми, и спасибо Вам за то, что Вы делитесь с читателями, помимо большого объема инфомации, своими впечатлениями от этих встреч. Ваши статьи интересны именно личностным характером написания. И тонкой гранью, по которой Вы идете - с одной стороны, не впадая в пафос при рассказе даже о выдающихся личностях, а с другой, не приземляя и не опошляя их образ "бытовухой" - все жизненные подробности служат показу именно творчества или того, как человек пришел к своему творчеству... Занудно написала? Извините.
Спасибо Вам и "Столетию" за напоминание о юбилее Нестеренко. Кажется, ни один из телеканалов (кроме "Культуры") не откликнулся на это событие. Да и вообще сейчас настоящие голоса и настоящую музыку можно услышать только на "Культуре" (если невозможно посещать "живые" концерты Мастеров)...

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

«Прошу исполнить… гимн СССР!»

Возможна ли сегодня между Россией и бывшими соцстранами дружба не за газ и не за нефть?

Столица Ивана Грозного

В этом году исполняется 500 лет со дня основания Александровской Слободы.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Практический журнал для учителя и администрации школы Интернет-магазин «Политкнига» Литературная газета Всемирный Русский Народный Собор Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал "РОДНАЯ ЛАДОГА"
Научное Общество Кавказоведов Политком.RU Радиостанция "Говорит Москва" Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия"

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Медитация обязательна
электронная почта: .