v>
 
Центр технологий примирительных процедур Главная
Рассылка новостей

 

17 апреля 2013

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Зарисовки из постреволюционного Туниса.
17.04

Блиц-визит Путина в Германию и Нидерланды напомнил об Олимпиаде-2014.
09.04

Заметки о национализме в Белоруссии.
08.04

В Париже прошла массовая манифестация против легализации однополых браков.
03.04

В Москве прошла «стратегическая сессия» по проблемам российской провинции.
01.04

Все меньше у нас надежд на достойную старость.
01.04

Сегодня празднуется день Богородичной иконы «Феодоровская».
27.03

Десять лет назад американские войска начали вторжение в Ирак.
20.03

2(15) марта 1917 года в Коломенском была обретена необычная икона.
15.03

Беседа с известным физиком, академиком РАН.
12.03

К 60-летию со дня смерти И.В.Сталина.
05.03

В столице в один день, 2 марта, состоялись сразу два шествия.
04.03

Оптимистические заявления начальника Генерального штаба РФ и реальность.
28.02

По степени ущерба, наносимого природе нефтегазовой отраслью, Россия занимает одно из первых мест в мире.
28.02

Как на «прорывные» проекты уходят миллиарды государственных средств.
25.02


Взгляд

Покровительница дома Романовых

Сегодня празднуется день Богородичной иконы «Феодоровская»
Станислав Минаков
27.03.2013
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте

Помним ли мы, отчего инославные невесты, а затем жены русских царей из династии Романовых, крестясь в Православие, всякий раз получали отчество Феодоровна? Все они были Феодоровны! И, что поразительно, становились русскими людьми! А некоторые — даже русскими святыми!

Последними августейшими «Феодоровнами» стали Великая княгиня священномученица Елисавета Феодоровна, а также Царственная страстотерпица Александра Феодоровна, супруга Государя Николая II Александровича. Обе приняли мученическую кончину от рук большевиков. Но и супругу Императора Павла I звали Мария Федоровна, Николая I — Александра Федоровна, Александра III — Мария Федоровна...

Русскому человеку следует помнить, что именование это идет от чудотворной Богородичной иконы «Феодоровской», празднуемой 14 (27) марта, а также 16 (29) августа.

Этот образ судьбоносно для нашего государства связан с утверждением на русском престоле рода Романовых. Им был благословлен первый в новой царской династии 16-летний Михаил Федорович Романов, и с тех пор святыня стала родовой покровительницей русской императорской династии.

Что же это за удивительная икона?

Предание приписывает авторство апостолу Луке, а обретение образа, первое проявление его на Руси одна из легенд связывает со святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем и с часовней близ волжского городка Городца.

Однако на вопрос, почему же сей Богородичный образ именуется Феодоровским, отвечает другая история, согласно которой костромской князь Василий Квашня в 1239 г., охотясь у реки Запрудни, увидал на сосне икону. Причем икона князю в руки не далась: особым образом поднималась в воздух. Снять с дерева ее смогли лишь после отдания особых форм почитания: пройдя из Костромы крестным ходом, отслужив молебен. Вот тогда внимательные и пристальные люди, ахнув, сообщили, что накануне именно эту икону нес по городу «светлый муж в богатых воинских одеждах», вылитый воин-великомученик Феодор Стратилат. Икона получила имя в честь этого всегда почитавшегося на Руси святого ратника.

В летний день празднования Феодоровской иконы 29 августа в Костроме издавна установился обычай совершать общегородской крестный ход от Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора к месту ее чудесного явления — к церкви Спаса на Запрудне, под главным престолом которой, как говорят, сохраняется пень от той сосны, на которой икона явилась князю. Храм Спаса на Запрудне современный облик приобрел в 1754 г.

Немалое почитание Феодоровская икона обрела задолго до годин русской Смуты начала XVII в., так что принесение ее новому восходящему царю было совсем неслучайным.

Бывала она какое-то время и в знаменитом Успенском соборе Владимира, а потом святой благоверный князь Александр Ярославич (Невский) неизменно брал ее с собой в походы.

Предполагают, что именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 г. благословил своего сына Александра на брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Лишь по кончине князя Александра его младший брат Василий вернул образ в Кострому. И был вознагражден; через десятилетие, в 1272 г., Феодоровская икона помогла Василию Ярославичу в полку против подступивших татар, которые, «пораженные необыкновенным сиянием святого образа, подобно огню пожигавшим их полчища, в страхе бежали».

* * *

Роль Феодоровской иконы в русской истории весьма значительна. Мы понимаем провиденциальность ее присутствия в нашей государственности.

Совсем не враз и не вдруг стал царем юноша Михаил, а после долгих и сложных общественных переговоров, когда народ в большой тревоге упросил в 1613 г. род бояр Романовых возглавить страну. 16-летний сын Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урожденной Шестовой), к слову, двоюродный племянник царя Федора I Иоанновича (последний государь в московской ветви Рюриковичей), принял прошения народа и Церкви. Понимали Романовы всю колоссальную меру ответственности и тяжести «шапки Мономаха». Каковы могут быть «варианты» правления — в стране, разоренной годами Смуты, гражданской войны. В самом деле, на земном, рациональном уровне тут решения быть не могло.

И тогда вступили в дело силы небесные. После очередного отказа матери и сына Романовых, проживавших тогда в Ипатьевском костромском монастыре, архиепископ Феодорит, поднеся Феодоровскую икону — а дело было в Троицком соборе, 14 (27) марта 1613 г.— сказал им:

«Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога».

И Ксения Ивановна, к тому моменту уже принявшая постриг как Марфа, пала пред иконой, долго молилась. Перед чудотворным ликом она благословила своего юного сына на царский престол. В предании об иконе есть слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».

Обряд призвания на царство был совершен. И — избранный Земским собором юный царь был возведен на престол. Завершилось шестилетнее пребывание Михаила Романова в Ипатьевском костромском монастыре. По всему по тому Ипатьев монастырь называют «колыбелью Дома Романовых».

Обитель же была основана в XIV в. Иваном Калитой, в честь священномученика Ипатия, епископа Гангрского, привидевшегося князю во сне и исцелившего его. Однако со словом «Ипатьев» в династии Романовых произойдет страшная закольцовка через 300 лет, когда семья Государя Николая II будет расстреляна в Екатеринбурге, в подвале дома горного инженера Ипатьева, в ночь на 17 июля 1918 г. На месте кровавой расправы найдут образ Богоматери Феодоровской, с которым Царица-мученица Александра Феодоровна никогда не расставалась. Именно Государыня выстроила в Царском Селе Феодоровский собор с городком.

Милая Кострома сохранила нам древний чудотворный образ. Народное моление перед образом не прекращалось и в безбожные времена.

Костромичам и по сей день памятна особая роль в спасении Феодоровской иконы от безбожных властей епископа Костромского Никодима (Руснака, 1921—2011), впоследствии в течение десятилетий митрополита Харьковского и Богодуховского.

Владыка Никодим, уроженец Буковины, был хиротонисан во епископа Костромского и Галичского Патриархом Алексием I в 1961 г. и называл Кострому своей второй духовной родиной. В 1960-е годы он выступил с инициативой о канонизации в лике святых народного героя И. Сусанина, уроженца Костромского края, совершившего здесь свой знаменитый подвиг по спасению молодого боярина Михаила Романова от польских интервентов.

Когда в 1964 г. в Костроме кафедральным собором стал находившийся под угрозой сноса знаменитый храм Воскресения Христова на Дебре, именно епископ Никодим лично ночью перевез в него из храма Иоанна Златоуста чудотворный образ Богоматери Феодоровской, где на защиту иконы, а также самого древнего храма, встали прихожане. Там икона и пробыла почти три десятилетия — до 1991 г., когда костромская всероссийская святыня была торжественно перенесена в восстановленный после сильного пожара 1982 г. и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.

Сама святыня и костромичи отблагодарили владыку Никодима: 8 июля 2011 г. в Харьков чартерным авиарейсом на три дня прибыл чтимый список иконы Феодоровской. Это единственный список — точная копия оригинала - хранится в костромском Богоявленском соборе рядом с подлинником. (На обратной стороне чудотворной иконы так же, как в оригинале, написан образ святой великомученицы Параскевы.) Пришествие чудотворной в харьковский Покровский монастырь, в митрополичью резиденцию, стало фактически прощанием с владыкой, весной того года отмечавшим свое 90-летие и пятидестилетие рукоположения в епископский сан, а осенью почившим. На юбилее владыки побывали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Прибытие и принесение чудотворной Феодоровской в Харьков в июле 2011 г. прошло при изрядном скоплении православных паломников, прибывавших как с Украины, так и из России. Православная общественность обращала внимание также на внятный символизм события: державная святыня прибыла на Украину в день Архиерейского собора в Киеве, не проводившегося с 1992 г. Прибыла она, можно сказать, к своему спасителю, владыке Никодиму, который и проводил тот самый исторический Архиерейский Собор 1992 г., сохранивший каноническое единство Русской Церкви.

Образ укрепляет и подтверждает это сохраняющееся знаковое единое, державное стояние против раскольников, разъединителей, самосвятов, автокефалов и прочей ереси.

Известно, что сама Феодоровская икона не покидала костромской земли до 2001 г., за исключением периода, когда ее отправляли на реставрацию в московские мастерские И. Э. Грабаря, где работы выполнил В. О. Кириков. Икона была на реставрации недолго; из-за отсутствия более древних слои живописи нового времени пришлось оставить на лике, руках, одеждах. Известно также, что в 1948 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I посетил Кострому и выразил пожелание украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей ее статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 г. в Москве был изготовлен серебряно-позолоченный оклад.

В начале 2000-х чудотворная посетила Москву, Екатеринбург, Ярославль, Архангельск, Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.

Кондак 10-й акафиста к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Феодоровская», гласит: «Соблюсти хотящи в чистоте домостроительство Церкве Православныя, Чистая, и утвердити скипетр державы Российские чудною иконою Твоею вложила еси в сердце благовернаго государя Михаила Феодоровича прияти венец царский земли Российския, да вси видящии видят, яко Вышний владеет царством, и емуже хощет дает е, и возопиют Ему: Аллилуиа». 

Специально для Столетия



Комментарии


Игнат
27.03.2013 16:09

Это мощно:
Образ укрепляет и подтверждает это сохраняющееся знаковое единое, державное стояние против раскольников, разъединителей, самосвятов, автокефалов и прочей ереси.

Конев
27.03.2013 21:57

В день памяти Феодоровской иконы Божией Матери в 1851 г. в Костроме, как символ единения Царя и народа был открыт памятник Ивану Осиповичу Сусанину, снесенный в 1918 г. Приблизительно в эти же дни (между 21 февраля и 13 марта 1613 г.) относится подвиг костромского крестьянина И.О. Сусанина.
21 февраля Михаил Феодорович Романов был избран Земским Собором на русский Престол, а 13 марта он находился уже в Ипатьевском монастыре в Костроме, куда к нему прибыла депутация Собора. По некоторым данным, 7 или 8 марта Сусанин завел в глухой лес польский отряд, шедший схватить и убить находившегося в своей родовой вотчине селе Домнино 16-летнего Царя. Подвигу Ивана Сусанина, ценою собственной жизни спасшего жизнь Государя, посвящена знаменитая опера Михаила Глинки "Жизнь за Царя".

Вера Н.Л.
28.03.2013 13:16

По словам Патриарха Кирилла, что касается традиционного принесения в Москву в День народного единства древней святыни, то в этом году ею вполне могла бы стать чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, связанная с благословением на царство первого Государя из династии Романовых.

В.В.Чайкина
29.03.2013 16:27

В 70е годы во время работы в музыкальной школе при изучении оперы Глинки я не могла ответить детям на вопрос: "Зачем Сусанин ждёт зарю?". Тогда ещё мы не знали текста подлинного либретто оперы "Жизнь за царя" и потому не понимали, что поляки просили Сусанина показать им дорогу не в Москву (как следеут по либретто С.Городецкого), а привести их в Ипатьевский монастырь, где находились Михаил со своей матерью Марфой. И лишь на заре Ваня должен был доскакать до них и предупредить, что поляки хотят убить Михаила.Теперь мы уже знаем как о том, что этот мальчик вырос на глазах Сусанина, бывшего ключником в доме Романовых, так и том, что было герою оперы Глинки всего 33 года... И потому так трагична предсмертная ария Сусанина, и потому такой надеждой озарены её начальные слова: "Ты взойдёшь, моя заря":

http://www.youtube.com/watch?v=la7Bmg58sOY

И потому теперь так понятны нам последние слова Сусанина: "Заря, заря, мой царь спасён!". А хор "Славься" звучит уже на коронации Михаила со словами: "Славься, славься, наш русский царь, Богом данный нам царь-государь"!  

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

«Прошу исполнить… гимн СССР!»

Возможна ли сегодня между Россией и бывшими соцстранами дружба не за газ и не за нефть?

Столица Ивана Грозного

В этом году исполняется 500 лет со дня основания Александровской Слободы.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества






Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия" Практический журнал для учителя и администрации школы Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Политком.RU Всемирный Русский Народный Собор
Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал "РОДНАЯ ЛАДОГА" Литературная газета Научное Общество Кавказоведов Интернет-магазин «Политкнига» Радиостанция "Говорит Москва"

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на Медитация обязательна
электронная почта: .

официальный сайт русский вулкан