Pussy Riot, Мило Рау и Брейвик
Режиссер нашумевшего в Москве спектакля о Pussy Riot Мило Рау оказался известным на Западе экстремистом
Римма Рубанова
06.03.2013
О швейцарце Мило Рау (на фото) большинство россиян узнали в минувшие выходные. Режиссер нарушил внутренние миграционные правила и въехал в страну по деловой визе, которая не предполагает занятия трудовой деятельностью.
Мило Рау активно трудился над спектаклем "Московские процессы" в Сахаровском центре. В представлении принял участие весь свет российской оппозиции - Екатерина Самуцевич, Анатолий Осмоловский, Алексей Беляев-Гинтовт, Петр Верзилов и другие. Постановка была посвящена судебным слушаниям по делам участниц группы Pussy Riot, а также выставкам "Осторожно религия" (2003 год) и "Запретное искусство" (2007).
Одиозный спектакль шел три дня – первая часть была показана в пятницу, вторая - в субботу. В воскресенье оппозиционные посиделки прерывались дважды. Первый раз спектакль остановили из-за проверки ФМС, второй — из-за ворвавшихся в зал казаков. ФМС потребовала документы регистрации у всех участников театрального представления и провела просветительскую беседу с Мило на предмет визового режима ЕС с Россией.
Надо сказать, миграционные органы заинтересовались Мило не случайно. Дело в том, что его постановки в Европе всегда вызывали неоднозначную реакцию публики: они слишком политизированы и радикальны, то есть, направлены на провокацию.
Режиссер берет политически скандальный процесс в какой-либо стране и тупо воспроизводит его на сцене, вновь раздувая, таким образом, огонь страстей и поднимая бурю в стакане.
К примеру, «Последние дни семьи Чаушеску» - реконструкция суда над семьей румынского политика. Или «Hate Radio» – проект о геноциде в Уганде и роли радио в нём. Кстати, последний спектакль был представлен на фестивале молодых режиссеров с говорящим названием - «Radikal jung» (Радикальные молодые) в Мюнхене, в прошлом году.
Помимо радикализма, Мило Рау страдает, как выясняется, еще и неонацизмом. Об этом свидетельствует, в том числе и его «свежая» работа под названием «Объяснение Брейвика».
Действие предусматривает чтение заявления норвежского террориста в суде в Осло в апреле этого года. Речь идет о том самом Андерсе Беринге Брейвике, который расстрелял 77 человек из правящей Норвежской рабочей партии в 2009 году. В августе прошлого года он был осужден на 20 лет. Убийство совершил, опять же, по политическим мотивам, поскольку сам придерживался антииммигрантских праворадикальных взглядов. Все его выступления, статьи признаны экстремистскими в Норвегии и запрещены к обнародованию.
Мило Рау глубоко проникся речами норвежского неонациста. Более того, он решил продвигать идеи экстремиста в массы - режиссер заявил, что правые взгляды Брейвика поддерживают многие европейцы. «Тут нет причинно-следственной связи между мыслью и действием. Никто не говорит о том, что все люди, придерживающиеся правых взглядов, убийцы», – заявил Мило Рау перед премьерой спектакля в немецком городе Веймар. По чистой ли случайности именно здесь в годы Второй мировой войны неподалеку от этого города располагался концлагерь Бухенвальд?
Мило – большой поклонник «творчества» немецкого художника и «социального скульптора» Йозефа Бойса, служившего в ВВС Германии во время Второй мировой войны.
Он также время от времени выступал режиссером своеобразных спектаклей. К примеру, один из них - «Как объяснять картины мертвому зайцу» - состоялся в 1965 году. Бойс во время действа разговаривал с трупом животного, покрыв свою голову мёдом и золотой фольгой.
К слову, немцы очень любят Мило, стоит только почитать о нем на сайте Института Гете. В Германии его считают режиссером-новатором, «талантливейшим человеком». Вообще вся жизнь швейцарца Мило неразрывно связана с этой страной, которой он многим обязан. Сам он германист, романист и социолог по образованию. Учился в Германии, Франции, закончил Сорбонну, параллельно подрабатывал корреспондентом различных немецких газет. В 2007-2009 годах его карьера резко пошла в гору: он занимал должности директора и режиссера в различных муниципальных, государственных и независимых театрах, где представления идут исключительно на немецком языке. В их числе такие известные сцены Европы, как Staatsschauspiel в Дрездене, Maxim Gorki в Берлине и Gessner Аllee в Цюрихе. Он также основал театральную труппу Международный институт политического убийства (International Institute of Political Murder (IIPM).
Возникает закономерный вопрос, почему немцы и вообще европейцы возводят сегодня на пьедестал режиссеров с откровенно фашистской ориентацией?
Этому есть вполне прагматичное объяснение – долговой кризис в странах ЕС, поступательный экономический упадок во всех странах Старого Света. Так, исследователи из университетов Гиссена и Лейпцига выяснили: среди сторонников неонацистов в Германии – 20% — безработные. Лишь 10% электората неонацистских партий имеют среднее образование. 20 % живут на социальное пособие и 20 % имеют доход, на уровне среднего по стране.
Идеям неонацизма благоволят неблагополучные слои населения. Это люди без перспектив в современном мире, которые наивно верят в то, что национальная идея и притеснение иммигрантов решат их проблемы. Отчаявшихся европейцев становится все больше, а потому спрос на творчество с фашистским акцентом растет. Вопрос только в том, что потерял Мило в России? Ведь здесь его фашистское творчество мало кому придется по душе и по вкусу. Ну, разве что продолжателям дела Сахарова. Интересно, как бы сам Андрей Дмитриевич отреагировал на дружбу правозащитников и сторонников столь близких ему либеральных идей с фашиствующими элементами?
Специально для Столетия
Комментарии
За нарушения режима надо добавлять и добавлять!
Где наши власти ? Или боятся западного мнения как всегда ? Надо решительней действовать! Думаю, в Китае подобного ничего в принципе быть не могло..
«За Родину, за ура, за патриотизм»
Максим Шевченко, телеведущий, журналист, член Общественной палаты
5 марта 2013, 19::37
Фото: Артем Коротаев/ВЗГЛЯД
Интерактивный спектакль швейцарского режиссера Мило Рау о трех судебных процессах, связанных с религией, попытались сорвать казаки, инспекторы ФМС и ОМОН. Задействовать такие силы могут только достаточно серьезные чиновники. По этому поводу у меня две версии.
В минувшее воскресенье здание Сахаровского центра в Москве было неожиданно окружено людьми в папахах. Интерактивный спектакль швейцарского режиссера Мило Рау о трех судебных процессах, связанных с религией, попытались сорвать казаки, инспекторы ФМС и ОМОН. Понятно, что задействовать такие силы могут только достаточно серьезные чиновники. По этому поводу у меня две версии.
Первая – акция была организована с подачи либералов во власти, тайных или явных. Через подобные пиар-мероприятия они раскручивают скандал с Pussy Riot. Нормальная дискуссия о мотивах, о дозволенном и недозволенном, о гранях сакрального, общественного и личного переводится в формат скандала: «Внимание! Православная церковь атакует Pussy Riot!» . В кадре появляются какие-то казаки, которые должны символизировать православных в глазах остального мира. Ведь на мероприятии присутствовали десятки иностранных корреспондентов. Они снимали весь этот бардак. Могу сказать откровенно – это просто позор России. Православные участники дискуссии сидели как оплеванные. Потому что именно по ним был нанесен основной удар.
Так, в мероприятии Мило Рау участвовали прихожане отца Александра Шаргунова, которые в свое время протестовали против проведения выставки «Осторожно, религия!», там были православные фундаменталисты охранительного направления. Все они спорили, они дискутировали и доказывали свою позицию. Но потом вдруг ввалилась эта толпа людей, странно одетых, с мутными глазами, с угрозами. Вот такой образ православной церкви нам хотят представить – не интеллектуалы, способные защищать свои взгляды, а толпа погромщиков, которые решают все вопросы кулаком, дубинкой или нагайкой. Конечно, это шоу могло быть организовано либералами, враждебными по отношению к православию, к России и вообще всему настоящему. Чтобы дискредитировать церковь и патриотическое движение, они и устраивают такие скандалы перед лицом иностранной прессы.
Но есть и второй вариант. Честно говоря, я все более склоняюсь именно к нему. Просто среди наших чиновников есть круглые идиоты. Такие привыкли на всевозможных торжественных ужинах опрокидывать рюмку водки под икорку и балычок за Родину, за ура, за патриотизм. Они не просчитывают никаких последствий, они никогда не разбираются в деле. Что, опять Pussy Riot ? Спектакль поставили? А ну разогнать всех к такой-то матери!
На самом деле никакого спектакля в Сахаровском центре не было. Получилось скорее ток-шоу – ролевая игра, которая длилась три дня. Когда мы используем слово спектакль в русском языке, то подразумеваем написанный текст пьесы, где каждый проговаривает заученную роль, написанную для него сценаристом или драматургом. Но в западном языке это многогранное понятие. Да, мы можем назвать мероприятие спектаклем, ведь это был не настоящий суд, а интерпретация суда, его инсталляция. Мы очень серьезно спорили. Мы даже ненавидели друг друга – ведь многие из тех, кто в те дни повстречался в этой студии, являются политическими и мировоззренческими врагами. Но это была дискуссия – конструктивный процесс.
В любом случае, казаки и ФМС сыграли на руку либералам. Они дискредитировали православных, патриотов и государственников, они сыграли на руку актуальным художникам и Pussy Riot. Смотрите, мол, какие они, православные – вместо того, чтобы разговаривать, вваливаются и угрожают расправой. И вся ситуация могла быть также проявлением личного идиотизма каких-то начальников, получивших указание пресечь и прекратить.
В то время пока все актуальные художники собирались забаррикадироваться и обороняться от погрома, я один вышел к этим казакам и спросил: «Ребята, в чем дело?» Они отвечают, что по имеющейся у них информации тут происходит кощунственное надругательство над православной церковью. Ничего подобного, говорю, посмотрите – вот Дмитрий Энтео сидит, там ребята-евразийцы, Валера Коровин, люди из прихода отца Александра Шаргунова из церкви в Пыжах.
– Да-а? А нам сказали, что здесь происходит пиар-акция в поддержку Pussy Riot.
То есть их направили по ложному следу. Я считаю, что казаки сами должны разобраться с теми, кто их обманывает и позорит славное казачье имя, превращая казаков в подстрекателей и погромщиков.
Остается лишь добавить специально для г-на Ромодановского, что мероприятие в Сахаровском центре имело исключительную значимость. Впервые в таком зале собрались настолько разные люди. Называть швейцарского организатора Мило Рау режиссером неправильно. Он не режиссировал – он просто помог нам собраться. Рау провел переговоры со всеми – с людьми, которые в другой ситуации не встречаются, не разговаривают и не подают друг другу руки. Всех уговорил, договорился с Сахаровским центром, собрал под одной крышей. Специально для г-на Ромодановского – Мило Рау не совершал никакой работы на территории РФ.
Например, в 50-е годы в СССР приезжал американский писатель Джон Стейнбек в компании известного фоторепортера Роберта Капо. По результатам поездки Стейнбек написал цикл репортажей и получил за них в США огромные гонорары. Можно ли считать это работой, незаконно совершенной на территории СССР?
Художник, приезжающий в Москву и пишущий там Красную площадь, а после выставляющий картину в Германии, продающий ее там за большие деньги – он что, незаконно работает в Москве? Незаконная работа, г-н Ромодановский, – это когда иностранец работает в России, получает от российских работодателей деньги и не платит соответствующие налоги.
А Мило Рау в России не работает, он занимается творческой деятельностью. Он общается с людьми и помогает нам выстраивать дискуссию лицом к лицу. В Сахаровском центре обсуждались такие вещи, о которых в другой ситуации мы можем только в интернете говорить, переругиваясь. Но разве что-то обсудить, когда все ругаются, сидя по разные стороны монитора? Поэтому я считаю, что ФМС и госорганы совершили почти преступление, попытавшись сорвать это важное и общественно-значимое для страны мероприятие.
------
От себя:
Шевченко прав в том смысле, что не казаками надо "решать проблему", и не ведомством Ромодановского. Нужно уметь отстаивать свою точку зрения, у Шевченко она есть, и она патриотическая. А вот так вышло как всегда, запретить, разогнать, кто посмел... Противники хотят говорить? Будем бить аргументами и побеждать.
Добавить комментарий