v>
 
÷ентр технологий примирительных процедур √лавна€
–ассылка новостей

 

17 апрел€ 2013

 
“ј ∆≈ ¬ –”Ѕ–» ≈
 акую роль играют украинские националисты на самом деле.
16.04

„ерногори€: борьба за власть только начинаетс€.
12.04

—мерть ћаргарет “этчер вызвала крайне неоднозначную реакцию в мире.
11.04

јрмени€ между “аможенным союзом и ≈—.
08.04

—оциалистическа€ республика ищет себ€ в мире победившего капитализма.
05.04

Ќеуправл€ема€ страна становитс€ помехой в преодолении еврокризиса.
02.04

ѕрезидент —Ўј прибывает на Ѕлижний ¬осток.
20.03

¬ ’орватии разгораетс€ скандал вокруг кириллического письма.
07.03

Ѕундестаг озаботилс€ гендерными проблемами.
05.03

—ирийские м€тежники получают оружие из  осово и Ѕоснии.
27.02

–уководство  Ќ– вкладывает огромные средства в развитие университетов.
15.02

» в »талии политики обещают многое, но им уже никто не верит.
04.02

Ќа какие силы опираетс€ лидер  Ќƒ–, угрожа€ самой јмерике.
30.01

»тоги голосовани€ в »зраиле раскололи страну надвое.
24.01

¬ернувшийс€ в страну теолог и политик призвал сограждан к Ђнародной революцииї.
21.01


«арубежье

ѕуть ¬ьетнама

—оциалистическа€ республика ищет себ€ в мире победившего капитализма
јнтон ÷ветов
05
 омментарии ¬ерси€ дл€ печати ƒобавить в избранное ќтправить материал по почте

ћожно считать и пересчитывать ¬¬ѕ и количество авианосцев того или иного государства. Ќо зачастую на новый уровень в глазах мирового сообщества вывод€т такие вроде бы абстрактные материи, как политико-психологический портрет страны. ¬ажно не только определитьс€ со своими позици€ми, цел€ми, ценност€ми и образом действий на международной арене, но и донести их до партнеров.

 ак себ€ воспринимает современный ¬ьетнам, кем он себ€ ощущает, куда движетс€?  аково быть социалистической страной в капиталистическом мире? —кажут:  итай большой и сильный, ему легко. ј как быть значительно меньшей стране, ¬ьетнаму?

ѕосле исчезновени€ социалистического лагер€ определение политической идентичности любого государства заметно усложнилось. ¬о врем€ «холодной войны» все было четко: два лагер€, социалистический и капиталистический, либо вы там, либо здесь. ѕосле 1991 года лишь четыре государства продолжают называть себ€ социалистическими –  итайска€ Ќародна€ –еспублика,  орейска€ Ќародно-ƒемократическа€ –еспублика,  уба и ¬ьетнам.

ќднако в нынешних геополитических услови€х этим государствам приходитс€ или формировать новую политическую идентичность или модифицировать старую, чтобы не превратитьс€ в страну-изго€.  Ќƒ– фактически и стала таковой, выпав из адекватной международной жизни, не сумев подстроитьс€ под новый мировой пор€док. ј вот  итай и ¬ьетнам, напротив, активно вовлечены в международные отношени€, их нова€ идентичность принимаетс€ значительной частью мирового сообщества. ѕри этом —–¬ обладает значительно меньшими политическими и экономическими ресурсами, чем  Ќ–, именно поэтому интересно проанализировать, как формируетс€ политическа€ идентичность этой небольшой азиатской страны.

 огда в середине восьмидес€тых в —оветском —оюзе возникли Ђперестройкаї и Ђгласностьї, руководство —–¬ пон€ло: начинаетс€ деидеологизаци€ международной жизни, отступление социалистического лагер€ в Ђхолодной войнеї, и той материальной и политической поддержки от ———–, которую ћосква оказывала ’аною, больше не будет.

ѕараллельно в  итае уже несколько лет успешно осуществл€лись реформы. » тогда вьетнамские руководители на VI съезде  омпартии ¬ьетнама Ц  ѕ¬ - в декабре 1986 года провозгласили курс на обновление, Ђдой мойї. ќсновной задачей была поставлена адаптаци€ экономической системы к капиталистическому окружению, за которой, в свою очередь, должны последовать и политические реформы. ƒругим важным фактором в процессе создани€ идентичности была необходимость нормализовать дипломатические отношени€ с ¬ашингтоном и ѕекином, с которыми в 80-е годы ¬ьетнам еще находилс€ в состо€нии Ђхолодной войныї.

Ќа последнем, XI съезде  ѕ¬, который состо€лс€ в €нваре 2011 года, из многих документов партийного форума исчезли упоминани€ о необходимости защиты страны: руководство утверждает, что посто€нно присутствовавша€ внешн€€ угроза устранена.  апиталистическое окружение теперь способно к мирному сосуществованию с —–¬ - и наоборот.  ѕ¬ считает, что у капитализма остаетс€ еще значительный потенциал развити€, в том числе - экономический. ќднако, по мнению коммунистов, мир неизбежно придет к социализму. »менно поэтому —–¬ представлена в документах съезда как передова€ страна: парадокс, ведь большинство современных политологов считают социализм, скорее, архаичным общественным строем. Ќо аргументаци€ вьетнамцев крайне проста, они привод€т в пример  итай, который выбилс€ в мировые лидеры при необходимости кормить п€тую часть населени€ «емли.

ƒл€ вьетнамской политической идентичности возросло значение демократии. ≈сли раньше этим термином пренебрегали, замен€€ его пон€тием демократического централизма, то теперь он все чаще встречаетс€ в документах  ѕ¬.

“ак, в одной из важнейших вьетнамских формул светлого будущего - Ђбогатый народ, сильна€ страна, демократическа€, справедлива€, цивилизованна€ї - слово Ђдемократическа€ї подвинулось на одну позицию к началу фразы.

ј это, согласно вьетнамской традиции политической риторики, очень важно. ¬озможна€ причина - многочисленные упреки со стороны западных стран, особенно —Ўј, в св€зи с Ђнарушени€ми прав человекаї в —–¬.

“ем не менее, ’аной посто€нно подчеркивает социалистический характер насто€щего и будущего страны. ¬ьетнам именуетс€ страной с рыночной экономикой социалистической ориентации. ј в качестве одной из целей развити€ ставитс€ построение правового социалистического государства. ѕо-прежнему в официальных документах содержатс€ ссылки на ’о Ўи ћина - как на строител€ независимого государства, главного идеолога, чьим заветам парти€ верна по сей день.

ѕроблем с национальной идентичностью особых нет.  оренной этнос, вьеты, составл€ет почти 90 процентов населени€ страны, это аустроазиатска€ группа, родственна€ народам других стран ёго-¬осточной јзии. √раждане страны не отрицают своей культурной и цивилизационной близости  Ќ–, но при каждой возможности напоминают мировой общественности, что Ђ¬ьетнам Ц это не  итайї. „то, кстати, было бы неплохо пон€ть и нашим согражданам.

¬о ¬ьетнаме представлены и другие народности, но серьезных противоречий в межэтнических отношени€х практически нет, во избежание притеснений по национальному признаку власти ведут довольно толерантную политику. ¬о всех установочных документах подтверждаетс€ многонациональный характер вьетнамского государства, а многие высокие государственные посты по традиции отдаютс€ представител€м национальных меньшинств. ѕарти€ ставит своей задачей курс на формирование именно единой нации, подчеркива€ при этом и заботу о вьетнамской диаспоре за рубежом.

–елиги€ тоже играет не последнюю роль в формировании политической идентичности - что парадоксально, ведь мы привыкли считать коммунизм атеистическим учением. Ќо во ¬ьетнаме социализм модифицирован за счет традиций восточной культуры. ќсновна€ религи€ вьетнамцев Ц культ предков. ≈го исповедует почти все население страны, хот€ в опросах больша€ часть из них называет себ€ буддистами.

Ётот культ отправл€ют и вьетнамские христиане - которых в стране насчитываетс€ до 8 процентов населени€, и мусульмане. јлтарь предков можно встретить и в домах стойких партийцев.

 ульт предков выполн€ет интегрирующую функцию в обществе, более того, играет ключевую роль в политической жизни. ” него существует три уровн€: почитание предков семьи, предков общины и предков императора. ¬ сочетании с конфуцианской иерархией все это формирует так называемую Ђимперскую религиюї, котора€ в современной модификации значительно укрепл€ет авторитет  ѕ¬. “акже активно почитаютс€ великие лидеры страны. ¬ первую очередь - ’о Ўи ћин. ќн даже возведен на пьедестал почета как дух-хранитель нации. » в посольстве —–¬ в ћоскве отдельна€ комната отведена под алтарь ’о Ўи ћина. “ака€ сакрализаци€ власти позитивно вли€ет на имидж прав€щей элиты. ¬ народе периодически возникают слухи, что такой-то человек в нынешнем руководстве страны - родственник ’о Ўи ћина, хот€ это вр€д ли возможно, так как детей у вожд€ не было.

ѕравда, вот с католиками у  ѕ¬ возникают проблемы: католическа€ церковь во ¬ьетнаме традиционно настроена антикоммунистически, и врем€ от времени устраивает акции протеста, которые жестко подавл€ютс€. Ёто, в свою очередь, вызывает критику в адрес ’ано€ со стороны «апада.

‘ормирование современной политической идентичности ¬ьетнама осложн€етс€ борьбой двух фракций в верхушке  ѕ¬ Ц прогрессистов и консерваторов. ѕервые тесно св€заны с национальным бизнесом и выступают за ускорение экономических и политических реформ. Ќо их позиции немного ослабли после того, как глобальный финансовый кризис добралс€ и до ¬ьетнама. „то сработало на поддержку консерваторов, исповедующих классический вьетнамский социализм. —–¬ все еще считаетс€ социалистическим государством, несмотр€ на фактически рыночную экономику и признание как де-юре, по конституции, так и де-факто частной собственности на средства производства.

ѕожалуй, трудности могут возникнуть и на фоне растущего социального расслоени€. ”же сейчас в крупных городах страны есть большие магазины дорогих товаров иностранных фирм и салоны элитных автомобилей. ¬ьетнамские нувориши хот€т активнее вли€ть на политическую жизнь, а  ѕ¬, в свою очередь, стараетс€ вводить во власть интеллигенцию и представителей рабочего класса.

¬о ¬ьетнаме политическа€ идентичность во многом определ€етс€ исторической пам€тью.

ѕосто€нно подчеркиваетс€, что ¬ьетнам Ц это страна, котора€ на прот€жении XXII веков своего существовани€ боролась за свободу и независимость.

јвторитет  ѕ¬ сейчас держитс€ на понимании того, что именно эта политическа€ организаци€ привела страну к независимости, освобождению и единству. ѕо мере того, как экономическа€ и политическа€ мощь —–¬ в регионе крепнет, начинает эксплуатироватьс€ тема регионального лидерства ’ано€. ¬едь ¬ьетнам когда-то был империей, оплотом конфуцианской культуры, гегемоном »ндокитайского полуострова. ќсобенно часто этот вопрос поднимаетс€ в св€зи с острой конкуренцией среди стран ј—≈јЌ за лидерство в организации.  огда речь заходит о том, что »ндонези€, например, экономически в разы сильнее ¬ьетнама,  ѕ¬ тонко напоминает: именно вьетнамский народ смог дать отпор французам, американцам и даже китайцам - около дес€ти раз. ј ведь  итай - сильнейша€ держава в јзиатско-“ихоокеанском регионе, именно с ним ј—≈јЌ так стремитс€ конкурировать.

√ероическое прошлое вообще попул€рный элемент исторической пам€ти в современной внешней политике ¬ьетнама. –уководители государства часто говор€т о том, что их страна достойна уважени€ не только из-за силы духа своего народа, но и из-за способности прощать агрессорам их старые Ђгрехиї.  итаю простили агрессию 1979 года и поддержку режима ѕол ѕота в  амбодже, —оединенным Ўтатам - ввод войск на территорию ¬ьетнама, бомбежки, колоссальный экономический урон, огромные площади зараженной земли и три миллиона убитых.

ѕодчеркиваетс€, что после долгих лет войны и разрухи ¬ьетнам смог выйти в мировые лидеры по темпам роста экономики. ¬се это формирует базу дл€ претензий —–¬ на ведущую роль в политической жизни ёго-¬осточной јзии. ѕри этом во внешней политике ¬ьетнам позиционирует себ€ как страну, открытую дл€ сотрудничества со всеми государствами, готовую ответственно участвовать в решении глобальных и региональных проблем. “ак что политическа€ идентичность современного ¬ьетнама складываетс€ из множества факторов.

ѕочему же ¬ьетнам предпочел сохранить социалистический характер политической идентичности в постсоциалистическом мире, где над красными флагами и портретами вождей мирового пролетариата откровенно посмеиваютс€? —ильнейшие страны ј—≈јЌ всегда сто€ли на антикоммунистических позици€х, не говор€ уже о ¬ашингтоне, столь желанном дл€ ’ано€ партнере.  азалось бы, ничто не преп€тствовало ¬ьетнаму отказатьс€ от своих идеалов и просто интегрироватьс€ в капиталистический мир, как это сделали страны ¬осточной ≈вропы.

¬идимо, дело не только в авторитете  ѕ¬ и верности силовых структур и армии партии. Ќаци€, чь€ идентичность родилась в неустанной борьбе, похоже, лучше всего про€вл€ет себ€ именно будучи мотивированной, в боевом ключе.

Ѕесконечный позитив, который наблюдаетс€ в политической риторике  ѕ¬, не кажетс€ вьетнамцам наигранным и пропагандистским. ќни вер€т, что путь, избранный партией, правилен, ведь результаты налицо.

¬ьетнам активно развиваетс€, уровень жизни основной массы населени€ повышаетс€, страна не находитс€ в изол€ции, несмотр€ на свой политический уклад. ¬ 1990-2000-х годах ¬ьетнам вступил в период очень быстрого экономического развити€, и только мировой финансовый кризис немного притормозил этот рост.

¬месте с тем, есть два привход€щих момента, которые могут со временем вызвать проблемы. ¬о-первых, политическое развитие, суд€ по всему, пока имеет инерционный характер Ц ведь поколение, видевшее войну, и сейчас составл€ет наиболее вли€тельные слои населени€. ƒаже генерал ¬о Ќгуен «иап, автор стратегии сопротивлени€ ‘ранции и —Ўј, еще жив, хот€ ему и 101 год. ¬о-вторых, —–¬ все еще находитс€ в фазе догон€ющего экономического развити€. ѕроблемы высокой инфл€ции и закредитованности экономики скоро дадут о себе знать.

“ем не менее, руководство делает все возможное, чтобы авторитет  ѕ¬ и доверие к вьетнамской модели развити€ не упали. ѕланируютс€ политические реформы, а сама внешнеполитическа€ стратеги€ посто€нно модифицируетс€. ≈сть надежда, что молода€ —оциалистическа€ –еспублика ¬ьетнам сможет избежать ловушек развити€, сохранив при этом свою идентичность.

— такой страной будут разговаривать на равных, а не относитьс€ к ней, как к пешке в своей большой геополитической игре.

—пециально дл€ —толети€



 омментарии


¬арвара
06 13:43

ћне  не пон€тно вот что. ≈сли капиталистическа€ јмерика живет лучше всех в мире и это при том, что сама решает, сколько долларов при этом надо ей напечатать, а каждый гражданин ћира, как сообщаетс€, отдает половину из заработанного дл€ поддержани€ ее  благополучи€, выходит, эта система не така€ уж хороша€? “огда почему в нее вт€гиваютс€ все страны ћира? «начит, нужна друга€, усовершенствованна€ система?

павел
06 20:44

»нтересна€ стать€. “олько вопрос, насколько искренне руководство  омпартии ¬ьетнама верит в социалистическую перспективу. »ли это только "слова, слова, слова"...

»горь_
08 12:31

јвтор пишет:
" аково быть социалистической страной в капиталистическом мире?"

ѕавел пишет:
"“олько вопрос, насколько искренне руководство  омпартии ¬ьетнама верит в социалистическую перспективу."

ќ какой социалистической перспективе в отношении ¬ьетнама или  ита€ идЄт речь? “о, что у них правит коммунистическа€ парти€, не говорит о том, что у них социализм.
¬ школе (при советах) нас учили, что основным признаком социализма €л€етс€ отсутствие частной собственности на средства производства (не путать с частной собственностью на имущество), а значит и отсутствие эксплуатации человека человеком. Ќа пути к социализму Ћенин допустил ЌЁѕ как временную меру (всерьЄз и надолго - это сказка дл€ маленьких) ввиду того, что в тот период страна даже прокормить себ€ не могла.
¬ ———– было объ€влено о построении социализма в 1936 году после всеобщей коллективизации и была прин€та конституци€ победившего социализма. ѕроизводство, торговл€ и транспортные перевозки - монополи€ государства.
—оциалистический —еверный ¬ьетнам, "сто€вший на довольствии" ———–, как и многие страны, выбравшие социалистический путь развити€, с довольстви€ сн€ли после крушени€ социализма в ———–, а самосто€тельно сто€ть на рельсах социализма они не могли.
—ейчас, после реформ, во ¬ьетнаме и  итае есть частна€ собственность на средства производства, а значит есть и  эксплуатаци€ человека человеком. ѕо€вились свои олигархи и буржуа. ќ каком социализме в этих странах может идти речь? ” них давно уже капитализм. ¬о многих, если не во всех, капиталистических странах есть не только частна€ собственность на средства производства, но и государственна€, а так же смешанна€ (с государственным участием). “ак что в этом смысле ¬ьетнам и  итай ничем не отличаютс€ от других капиталистических стран. » говорить о том, что их успех - заслуга социализма - нельз€. Ёто заслуга перехода от социализма к капитализму.
–аньше частенько слышал о каком-то шведском социализме. Ќо это путаница в пон€ти€х: путают социалистическую экономику с социально ориентированной.

student
08 15:26

павел
06 20:44
"... вопрос, насколько искренне руководство  омпартии ¬ьетнама верит в социалистическую перспективу. »ли это только "слова, слова, слова"...
----------------------------------------

Ё“ќ ¬ќѕ–ќ— “»ѕ»„Ќџ… ƒЋя –”—— »’  –≈ѕќ—“Ќџ’  –≈—“№яЌ.
ј Ѕј–»Ќ ќЅћјЌ≈“ јЋ№ Ќ≈“ ?

1-ќ“¬≈“ : ’олопы сами постав€т такого, который обманет. ќни просто других не признают. ‘илософи€ быдл€ка проста:
"не на...ешь- не проживЄшь. ¬сЄ остальное несерьЄзно.  ак при выборе друзей, так и при выборе президента."

2-÷ивилизованные люди пойдут за руководител€ми , которые, как пишет автор "...после долгих лет войны и разрухи" смогли вывести страну "...в мировые лидеры по темпам роста экономики".

3-ѕотому и автору непон€тно, и чего это народ ¬ьетнама "не хочет интегрироватьс€ в мировую систему", котора€ дес€тки лет его жгла и бомбила ?
ƒј ѕќ“ќћ” „“ќ —ќ¬≈—“№ » –ј«”ћ  ≈Ў® Ќ≈ ѕќ“≈–яЋ».
ƒа и сама "система"-то неизвестно ещЄ к чему придЄт.

»рху
12 13:32

Ќе мешало бы нам знать, да и вьетнамцам тоже, что ѕ≈–¬џ… лама (буддист) называл себ€ "веть Mann" (ведь мужчина).

»рху
12 19:59

Ётот лама имел светское им€: ё јнь, что на вьетнамском €зыке означает "мужчина по имени ё". » сегодн€ во ¬ьетнаме  незнакомому мужику говор€т: "„ао ань" (здравствуй мужик). ¬  итае ё јн€ не знали, но слышали - свою деньгу назвали "юань", со смыслом "кит".
  ¬ русском €зыке есть несколько слов, св€занных с вьетнамцем ё. Ёто "ёг", "ѕодхалим" (’алим на монгольском - кит), "ѕигалица", образованна€ от "ё а пиг" (на английском: "“ы поросенок". ё не пон€л и попросил друга перевести на пон€тный €зык. “от перевЄл: "ё - пигалица".
ћогу сообщить много интересного желающим.

ƒобавить комментарий

¬аше им€ *
 омментарий
CAPTCHA
¬ведите слово
с картинки *




ѕќ»— 

Ђѕрошу исполнитьЕ гимн ———–!ї

¬озможна ли сегодн€ между –оссией и бывшими соцстранами дружба не за газ и не за нефть?

—толица »вана √розного

¬ этом году исполн€етс€ 500 лет со дн€ основани€ јлександровской —лободы.

ЌјЎ» ѕј–“Ќ≈–џ
Ќовый сайт ‘онда исторической перспективы
»нститут демократии и сотрудничества






ћнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

¬семирный –усский Ќародный —обор Ћитературна€ газета  ультурно-просветительский и литературно-художественный журнал "–ќƒЌјя Ћјƒќ√ј" ѕрактический журнал дл€ учител€ и администрации школы Ќаучное ќбщество  авказоведов
»нформационно-аналитическа€ служба "–усска€ народна€ лини€" ѕолитком.RU »нтернет-магазин Ђѕолиткнигаї ќфициальный сайт журнала 'ћеждународна€ жизнь'
–адиостанци€ "√оворит ћосква"

ѕри частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка на ћедитаци€ об€зательна
электронна€ почта: .

–°—А–Њ—З–љ–Њ –Я–Њ–ї–Є—В–Є–Ї–∞ | –°–µ–≥–Њ–і–љ—П –Є –љ–Є–Ї–Њ–≥–і–∞ –±–Њ–ї—М—И–µ –Ш–≥—А—Л